Сибирские огни № 07 - 1970
18 января 1924 года синдикаты характери зовались, как объединения, «возникшие в борьбе за овладение рынком и установле ние единых цен». Таким образом, в каждой отрасли стало по два организационных центра — главк и синдикат. Главк был органом чисто администра тивным, стоявшим над предприятиями. В той же резолюции XIII партконференции содержалось требование точнее определить права и обязанности трестов и предприятий «в направлении полной ликвидации пере житков главкизма», то есть преувеличения прав главков. Синдикат был органом экономиче ским и к основе своей демократическим. Предприятия создавали его сами, в качест ве представителя коллективных торговых интересов. Пользование услугами синдиката было добровольным. Но обычно эти услуги были для предприятий выгодны: монополь ный торговый аппарат целой отрасли обес печивал более надежный сбыт. Уже в по становлении ЦК ВКП/б/ от 16 августа 1926 года «О взаимоотношениях госпро- мышленности и потребкооперации» отмеча ется, что «одной из форм, оправданных опытом, являются генеральные договоры между синдикатами и кооперативными цен трами, предусматривающие точные условия сроков, общего ассортимента, порядка и ме ста сдачи и приема товаров». Во второй половине двадцатых годов в основных отраслях промышленности синди катами было охвачено от 80 до 100 процен тов предприятий. Синдикаты создавались первоначально только для сбыта. Но скоро стало ясно, что нельзя отвечать за сбыт, не влияя на произ водство. Тот, кто обязуется по договору сбывать в течение определенного времени определенную продукцию, должен быть уве рен в конъюнктуре. Он должен изучать ры нок и требовать от поставщика таких то варов, которые действительно нужны потре бителю и будут проданы. Синдикаты огра ничивали одни производства, поддерживали другие. Они начали финансировать рас ширение тех предприятий, чья продукция была особенно нужна. Они начали влиять на планы производства и строительства. Короче, синдикаты, рожденные самой жизнью, поднятые инициативой снизу, на чали управлять предприятиями. Управлять экономическими средствами, в интересах са мих предприятий. И в то же время в инте ресах всего общества: ведь они передавали на предприятия давление потребительского спроса, заставляли делать то, что нужно всему народному хозяйству, и по цене, кото рая экономически обоснованна и признана потребителем. Тем временем хозяйственная обстановка в стране менялась. Восстановительный пе риод закончился. Дальнейший рост про мышленности требовал нового строитель ства. 25 ноября 1926 года ЦК ВКП/б/ при нял постановление «О крупном строитель стве в текущем хозяйственном году». В по становлении, в частности, указывалось: «Признать первоочередным из всех пред ставленных. Госпланом работ общесоюзно го значения постройку Семиреченской же лезной дороги, соединяющей Сибирь и Сред нюю Азию, и электрической станции на Днепре /Днепрострой/». Возникла нужда в дополнительных ресурсах. Очень популяр ными стали слова «режим экономии». Они непрерывно мелькают на страницах газет того времени. И естественно встал вопрос об аппара те управления. В резолюции XV парткон ференции говорится: «В соответствии с но выми хозяйственными задачами необходимо, не ограничиваясь исправлениями мелких не достатков в административно-хозяйствен ном аппарате, поставить вопрос о пересмот ре всей системы построения управленческо го аппарата хозяйством, в целях улучше ния ее, максимального ее упрощения и уде шевления». В начавшихся обсуждениях сразу всплы ла очевидная для всех проблема дублиро вания функций главков и синдикатов. Об этом писали газеты, этим занимался Нар комат рабоче-крестьянской инспекции. Было несколько предложений свернуть работу синдикатов и сосредоточить управле ние в главках. Но последовали резкие воз ражения. Например, в 1928 году, когда бы ло принято постановление ликвидировать Сибирское бюро Совета синдикатов, пред седатель президиума Сибирского крайиспол кома Р. Й. Эйхе послал председателю ВСНХ В. В. Куйбышеву решительный про тест: «Синдикаты заняты непосредственной оперативной работой на рынке и в отдель ных отраслях промышленности (Всесоюзный текстильный синдикат), вплотную подходят к организации и управлению производствен ными процессами. Экономическое же обоб щение синдикатской практики, опыт и ра ционализация ее аккумулируются в системе Совета синдикатов». Вскоре начался новый эксперимент: был ликвидирован текстильный главк и его фун кции переданы текстильному синдикату. 3 мая 1929 года в постановлении «О со стоянии и перспективах текстильной про мышленности» ЦК ВКП/б/ одобрил этот опыт. И вот, наконец, постановление ЦК пар тии от 5 декабря 1929 года: «Ныне существующая система главных управлений не соответствует задачам пе риода реконструкции, в особенности в обла сти технического руководства. В то же время в руках синдикатов по степенно сосредоточивалось фактическое ру ководство соответствующими отраслями промышленности и большинство их вынуж дено было заниматься вопросами производ ственных программ, капитального строи тельства, планирования, снабжения,, распре деления и т. п. Вследствие этого по целому ряду.синди катов наблюдается в значительной мере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2