Сибирские огни № 06 - 1970
трибуны или башенки. На отполированной стенке четкая надпись: «Ра зум преобразует природу». Это — сверху. А чуть пониже, столбиком: «Помни! Все твои победы в жизни начинаются с победы над собственными слабостями. Воюй против дурного в себе и в других. Главные твои враги: лень, эгоизм, страх. Хочешь быть вровень со взрослыми —ставь интересы коллектива выше своих собственных интересов. Преодолевая трудности, будь терпелив и настойчив. Неумелому помоги, нерадивого заставь. Добиться, чтобы хорошими стали все,—твоя цель.» «Что это? Нравственная азбука, с которой знакомят юных землян подобно тому, как раньше, в двадцатом веке, знакомили с таблицей умножения? —думает Валентин.—А ведь, пожалуй, не лишним было бы и тогда печатать в учебниках начальной школы, на обложках тетрадей такие вот нравственные правила. Печатали же таблицу умножения, аз буку, прописи грамматические...» А Эля там, возле залитой пластиком линейки, поворачивается, говорит: «Зачем мы пришли сюда, Ноэми? Тебе приятно мучить меня, да?» — В голосе ее отчаяние. «Эля, милая!.. Это не нарочно, Эля... Знаешь ведь, почему поручили мне. Потому что я... в общем, не умею быть настойчивой и требователь ной. Вот и поручили, чтобы я... Ну, ты же знаешь, как у нас! Кто чего не умеет, того этому и обучают. Если боится, учат страх преодолевать. Если не очень внимателен к другим, приучают ухаживать за товарищами. А меня вот — чтобы я обязательно научилась настойчивости и требова тельности... Ты, пожалуйста, не обижайся... Но ведь тебе надо научить ся плавать и не бояться воды. Ты же все понимаешь, Эля.» А на башенке в центре линейки возникла новая надпись. «Способность мыслить —самая прекрасная и удивительная из спо собностей. Цените, развивайте, возвышайте ее. Она превратит вас в великанов, которым по плечу не просто познавать, но и преобразовывать мир. Гордитесь своим положением человека и готовьтесь стать учеными, как ваши отцы и матери.» Ниже было факсимиле — не очень разборчивый росчерк быстрой руки. «Ладно, пойдем к реке»,— сказала Эля... — Минутку, Ноэми,—попросил Валентин.—Включи освещение. — Тебе неинтересно, что было дальше? А было очень забавно, как Эля воевала со своим страхом, а я училась умению требовать. Это смеш но, как вспомню... Знаешь, я не стала бы научным работником, если бы не научилась быть требовательной к другим и к себе. Не только в тот раз с Элей, но и после тоже. — Вот и ты—о научной работе. Ученые твои мать и отец. И в той цитате на башенке призыв быть учеными... Как это понимать? На Земле что же... Вроде касты научных работников? Наследственное право ста новиться учеными? — О чем ты говоришь? О какой касте? —удивилась Ноэми. — Ну хорошо, могу и по-иному,— взволнованно продолжал Вален тин.— В мое время, в прошлом, на Земле кое-кто считал: человечеством должны управлять ученые, а народ, рабочий люд слишком-де сер и не образован, чтобы управлять. В мое время этому давали отпор. По край ней мере в странах социализма так было,. А теперь что же? Все иначе?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2