Сибирские огни № 06 - 1970
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Ефим Б е л е н ь к и й ОКТЯБРЬ Б ЛИТЕРАТУРЕ Как богата наша советская литература и как мало мы ее еще знаем! — к этой мыс ли невольно приходишь, читая исследова ние Ю. А. Андреева «Революция и литера тура»1. Автор выбрал лишь один аспект — изображение революции и гражданской вой ны в художественной прозе первых по- октябрьских десятилетий. Он отказался от привычных схем и «обойм», от устоявших ся репутаций, от деления писателей на «чистых» и «нечистых», фаворитов и аут сайдеров. И это позволило ему ввести в разговор массу имен, фактов, названий, по «бесхозяйственности» забытых или бес причинно отвергнутых историками и теоре тиками литературы. Проделана громадная работа, посильная, кажется, лишь целому научному коллекти ву. Из самых дальних полок библиотек, из архивной пыли извлечено множество книг (корпус исследования — гю словам автора — составляет анализ творчества около пяти сот художников революции). Они вни мательно заново прочитаны, чтобы соста вить свободное от наслоений мнение, рас смотреть их в свете своей концепции лите ратурного процесса. Создана такая широ кая панорама литературной жизни, которая как бы вновь открывает нам ее масштабы и значение. Мы можем судить об этом хотя бы по нашей сибирской литературе. Даже в многотомных историях советской литера туры дальше имен Вс. Иванова и Л. Сей- 1 Ю. А. А н д р е е в . Революция и литература. Изображение Октября и гражданской войны в русской советской литературе и становление социалистического реализма (20—ЗО е годы). Л ., «Наука». 1969, фуллиной не шло. Последнее время упоми нается В. Зазубрин. В книге Ю. Андреева тема развертывается так, что в ее орбите естественно оказываются Ф. Березовский, К. Урманов, И. Гольдберг, П. Петров, В. Правдухин, И. Шухов, Г. Марков и мно гие другие писатели Сибири. Думается, что в любом крае с удовлетворением отметят имена своих писателей, которых по тради ции числили краевыми или забытыми. Они органично вписалась в общую широкую кар тину советского литературного развития и оказались там нужными и обязательными. Та же тенденция заметна а научном ап парате исследования. В помощники себе автор взял не только труды широкоизвест ных критиков и авторитетные столичные издания. Сплошь и рядом ссылается он на периферийные издания, в том числе и на «Ученые записки» вузов. И почти всегда в серьезном, уважительном тоне, так не похо жем на стиль некоторых обзоров вузовской литературоведческой продукции, за которой старательно утверждается репутация чтива, предназначенного для «грызущей критики мышей». В подвальной части книги делают ся многочисленные ссылки на издания Ир кутска, Воронежа, Челябинска, Пензы, Но восибирска, Шадринска, Вологды, Сверд ловска, Шуи, Иванова, Красноярска и т. д. и т. д. Не оставлены без внимания и выс казывания о литературе 20-х годов само деятельных критиков — крестьян из алтайс кой деревни, собранные и записанные А. То поровым в уникальной книге «Крестьяне о литературе». В книге Ю. Андреева, пусть еще не в полной мере, заметен интерес к достиже ниям зарубежной историографии советской литературы, автор ссылается на труды уче ных ГДР, Польши, Чехословакии, учитыва ет их взгляды в спорных проблемах. Он полемизирует с литературными советолога ми буржуазных стран, отстаивая свои тео ретические позиции и свое толкование лите ратурных фактов. О книгах русских писателей, изданных за рубежом, автор судит не по адаптиро- 12 * 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2