Сибирские огни № 06 - 1970
1 ак в единый нерасторжимый узел стя нуты история и современность, картины ушедшего и сиюминутный вид древнего клочка земли, мерная поступь стиха и рев «краснозвездной птицы». Верность патриотической теме в самом благородном и широком смысле этого сло ва привела Л. Решетникова к стихам о загранице. Участие в боях за освобождение Румынии и Польши, в сражениях на не мецкой земле, годы, прожитые в Вене с 1953 по ^1956 гг. в качестве корреспондента «Красной Звезды», не могли не найти отра жения в творчестве поэта. «За границей я не был туристом и кое-что, как мне кажет ся, смог увидеть там изнутри»,— писал Л. Решетников. Циклы стихов об Австрии и Венгрии подтверждают справедливость этих слов. Шандор Петефи («Пролог») и будапешт ская комсомолка («Наш гид»), могилы со ветских воинов на чужой земле («За Карпа тами, на развилке») и восхищение делами братского народа Венгрии («Альфельдская равнина») — таковы темы стихов «Буда пештской тетради». Но есть еще одна тема, объединяющая стихи. Тема интернацио нальная. Она проникнута глубоким уваже нием поэта к истории и традициям друго го народа, чувствами нерушимой дружбы, связывающей народы социалистических стран. Бесконечно близка слушателям-венг- рам глава из «Василия Теркина»: Все ближе, все яснее что-то, И мне уж явственно слышны То мерный, грузный шаг пехоты. То гром пальбы, го плеск волны. И вот, вся в отсветах багровых, Течет река из края в край... А стих, то скорбно, то суровоз — Откалехай, откалехай! Да это ж наша боль и слава, Что с нами вечно, навсегда: — Ах, переправа, переправа, Снег шершавый, кромка льда.. («Концерт в Будапеште») Автор пе преминет подчеркнуть, что так сблизило оба народа: символичен и Ле нин, который «зорко смотрит со стены», символичен и «флаг над сельсоветом, над крылечком, через дом» (стих. «В венгер ской деревне» и др.). Возмужание решетниковского таланта, «социальность» его взгляда, зрелость мыс ли позволили ему увидеть окружающий его мир действительно «изнутри». Стихотворение «О памяти» суммирует главное в зарубежных впечатлениях поэта. Видя повсюду памятники в честь Спасите ля, остановившего, по преданию, чумной мор, поэт задумывается: каким же должен быть памятник, чтобы увековечить подвиг советского народа, избавившего мир от чу мы куда более страшной — коричневой? И, вспоминая плач овдовевших русских кре стьянок, он заключает: Вот и заморским жителям не лишне Припоминать почаще бы о том. Что их-то дом спасен был не всевышним, А тем, что в нашем — вдовы через дом. Эти стихи написаны полтора десятка лет назад. Но уже тогда поэт различал тех, кто готов забыть о подвигах России. Различал потому, что сердце его было зорким. И вер ным — верным памяти тех, кто не вернул ся с войны, уплатив за Победу жизнью. Впоследствии, размышляя о значении путешествий для литератора, поэт вспом нит слова Рокуэлла Кента: «...Самое луч шее в путешествии то, что оно дает нам по нять, как мы любим родной дом». Л. Решетникову в высокой степени свойственно ощущение неостановимого бе га истории. Восхищаясь красотой Ленингра да, стоя у вечной «Авроры», он знает: Молчит орудья жерло грозовое. И жив ли тот безвестный канонир?.. Но выстрел, прогремевший над Невою, И в наше время потрясает мир. Жизнь продолжается. Революция продол жается. Об этой победоносной поступи рево люции во времени и пространстве поэт по стоянно свидетельствует своими стихами. Историзм взгляда, присущий Л. Решетнико ву, проявляется и в его «космических» сти хах. Любая «модная» тема таит в себе для любого поэта немалую опасность: очень легко незаметно превратиться в автора стихов «на случай». Закономерно, что боль шинство стихотворных (стихотворных, а не поэтических) откликов на победы нашей страны в космосе быстро вышло в тираж; лучшие «космические» стихи Л. Решетни кова живут и сегодня. В них зафиксирова но движение не только в пространстве, от Земли к Луне или Венере, но и во времени. Поэт философски осмысляет категорию времени, он слышит, как «время трубит, призывая», как «время торопит: — По ра!» Человек вырывается из вечного плена Земли, все настойчивее обращает свой взгляд к дальним созвездиям. Для автора путь в космос — это и движение человека во времени, от утлых каравелл Колумба до советских космических ракет. Но есть другой, главный рубеж, от ко торого нужно вести летоисчисление эры по корения времени и пространства: этот ру беж пролег через дни, когда «наш гордый огонь» «в семнадцатом путь своим светом озарил нам на этой земле...» Эти стихи не стали «стихами на случай», автор отошел от широко распространившей ся безоговорочной «устремленности в кос мос»,— простая человеческая мудрость и ду шевная теплота подсказали поэту, что ...каких бы ни достичь свершений нам, Будем о земле всегда болеть. Этого земного притяжения Нам, земным, вовек не одолеть. («Земное притяжение») Л. Решетников выпустил более десятка поэтических сборников. И для каждой но вой книги поэта характерно не только рас ширение тематики, но и углубленный поиск в новых направлениях. После дружеских бесед с М. Лукони ным (оба поэта работали в армейской га зете в последние годы войны) Л. Решетни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2