Сибирские огни № 06 - 1970

1 ак в единый нерасторжимый узел стя­ нуты история и современность, картины ушедшего и сиюминутный вид древнего клочка земли, мерная поступь стиха и рев «краснозвездной птицы». Верность патриотической теме в самом благородном и широком смысле этого сло­ ва привела Л. Решетникова к стихам о загранице. Участие в боях за освобождение Румынии и Польши, в сражениях на не­ мецкой земле, годы, прожитые в Вене с 1953 по ^1956 гг. в качестве корреспондента «Красной Звезды», не могли не найти отра­ жения в творчестве поэта. «За границей я не был туристом и кое-что, как мне кажет­ ся, смог увидеть там изнутри»,— писал Л. Решетников. Циклы стихов об Австрии и Венгрии подтверждают справедливость этих слов. Шандор Петефи («Пролог») и будапешт­ ская комсомолка («Наш гид»), могилы со­ ветских воинов на чужой земле («За Карпа­ тами, на развилке») и восхищение делами братского народа Венгрии («Альфельдская равнина») — таковы темы стихов «Буда­ пештской тетради». Но есть еще одна тема, объединяющая стихи. Тема интернацио­ нальная. Она проникнута глубоким уваже­ нием поэта к истории и традициям друго­ го народа, чувствами нерушимой дружбы, связывающей народы социалистических стран. Бесконечно близка слушателям-венг- рам глава из «Василия Теркина»: Все ближе, все яснее что-то, И мне уж явственно слышны То мерный, грузный шаг пехоты. То гром пальбы, го плеск волны. И вот, вся в отсветах багровых, Течет река из края в край... А стих, то скорбно, то суровоз — Откалехай, откалехай! Да это ж наша боль и слава, Что с нами вечно, навсегда: — Ах, переправа, переправа, Снег шершавый, кромка льда.. («Концерт в Будапеште») Автор пе преминет подчеркнуть, что так сблизило оба народа: символичен и Ле­ нин, который «зорко смотрит со стены», символичен и «флаг над сельсоветом, над крылечком, через дом» (стих. «В венгер­ ской деревне» и др.). Возмужание решетниковского таланта, «социальность» его взгляда, зрелость мыс­ ли позволили ему увидеть окружающий его мир действительно «изнутри». Стихотворение «О памяти» суммирует главное в зарубежных впечатлениях поэта. Видя повсюду памятники в честь Спасите­ ля, остановившего, по преданию, чумной мор, поэт задумывается: каким же должен быть памятник, чтобы увековечить подвиг советского народа, избавившего мир от чу­ мы куда более страшной — коричневой? И, вспоминая плач овдовевших русских кре­ стьянок, он заключает: Вот и заморским жителям не лишне Припоминать почаще бы о том. Что их-то дом спасен был не всевышним, А тем, что в нашем — вдовы через дом. Эти стихи написаны полтора десятка лет назад. Но уже тогда поэт различал тех, кто готов забыть о подвигах России. Различал потому, что сердце его было зорким. И вер­ ным — верным памяти тех, кто не вернул­ ся с войны, уплатив за Победу жизнью. Впоследствии, размышляя о значении путешествий для литератора, поэт вспом­ нит слова Рокуэлла Кента: «...Самое луч­ шее в путешествии то, что оно дает нам по­ нять, как мы любим родной дом». Л. Решетникову в высокой степени свойственно ощущение неостановимого бе­ га истории. Восхищаясь красотой Ленингра­ да, стоя у вечной «Авроры», он знает: Молчит орудья жерло грозовое. И жив ли тот безвестный канонир?.. Но выстрел, прогремевший над Невою, И в наше время потрясает мир. Жизнь продолжается. Революция продол­ жается. Об этой победоносной поступи рево­ люции во времени и пространстве поэт по­ стоянно свидетельствует своими стихами. Историзм взгляда, присущий Л. Решетнико­ ву, проявляется и в его «космических» сти­ хах. Любая «модная» тема таит в себе для любого поэта немалую опасность: очень легко незаметно превратиться в автора стихов «на случай». Закономерно, что боль­ шинство стихотворных (стихотворных, а не поэтических) откликов на победы нашей страны в космосе быстро вышло в тираж; лучшие «космические» стихи Л. Решетни­ кова живут и сегодня. В них зафиксирова­ но движение не только в пространстве, от Земли к Луне или Венере, но и во времени. Поэт философски осмысляет категорию времени, он слышит, как «время трубит, призывая», как «время торопит: — По­ ра!» Человек вырывается из вечного плена Земли, все настойчивее обращает свой взгляд к дальним созвездиям. Для автора путь в космос — это и движение человека во времени, от утлых каравелл Колумба до советских космических ракет. Но есть другой, главный рубеж, от ко­ торого нужно вести летоисчисление эры по­ корения времени и пространства: этот ру­ беж пролег через дни, когда «наш гордый огонь» «в семнадцатом путь своим светом озарил нам на этой земле...» Эти стихи не стали «стихами на случай», автор отошел от широко распространившей­ ся безоговорочной «устремленности в кос­ мос»,— простая человеческая мудрость и ду­ шевная теплота подсказали поэту, что ...каких бы ни достичь свершений нам, Будем о земле всегда болеть. Этого земного притяжения Нам, земным, вовек не одолеть. («Земное притяжение») Л. Решетников выпустил более десятка поэтических сборников. И для каждой но­ вой книги поэта характерно не только рас­ ширение тематики, но и углубленный поиск в новых направлениях. После дружеских бесед с М. Лукони­ ным (оба поэта работали в армейской га­ зете в последние годы войны) Л. Решетни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2