Сибирские огни № 06 - 1970
ственное восприятие боя участником ата ки. Здесь, «у жизни на краю» (А. Межи- ров), иначе, острее воспринимаешь все ок рест — и ночь, что, «притаившись, молчала», и все звуки. И, конечно, по-особенному тро гает сердце мгновение, когда «вдруг вдале ке зазвучало протяжно и тихо: «Ура-а-а!» Нельзя не почувствовать огромного внут реннего напряжения строк об этом дале ком возгласе: Но ближе, все ближе по полю Катился он. И, как игла, Щемящая ниточка боли Сквозь сердце внезапно прошла.«. Поэт мог н сказать, чт «и сам я летел через бруствер, вперед выдвигая плечо», но мы все равно знаем, что слышим рассказ участника атаки, и на какое-то время — вот оно, могущество поэзии! — почувствуем с е- б я в числе атакующих, ощутим,, как Качалась земля под ногами, Металась луна меж голов. Да билось, пульсируя, пламя На выходах черных стволов. Великолепны стихи «Воспоминание», «Сапун-гора», «В конце войны»: в них — достоверность, подлинность изображения будней войны. Удивительнее всего, что здесь как раз тот случай, когда «бытовые детали», отдельные штрихи, отлично пере дающие повседневность, не только не сни жают лирического напряжения, а, напро тив, нагнетают его. Зоркость поэтического взгляда придает убедительность позиции рассказчика, повествующего о том, что он испытал сам, а не узнал из вторых рук. «Воспоминание» завершается вопросом и ответом: «который час? Десятая атака. Почти три года до конца войны». Да, время войны отсчитывалось, изме рялось атаками. Сколько же потребовали эти «почти три года до конца войны», ка ких невероятных усилий стоили они совет скому народу! В чем же источник этой мощи? Каким людям были по плечу все испытания? «Кто же мы? Разведка боем ваших дел и ваших дней»,— отвечает поэт от имени павших в боях. Так продолжается в творчестве Л. Решетникова тема эстафеты поколений: для поэта события не разорваны во времени, в каждом факте настоящего, словно в зерне, таится росток будущего. Сознание, что в го ды войны решалось будущее мира — один из источников этой силы. Как в чертах взрослого человека мож но угадать черты ребенка, так и в стихах «взрослого» Решетникова виден обогащен ный опытом и мастерством талант юноши- красноармейца. К стихам о войне органич но примыкают стихи о современной нашей армии. Не нуждается в доказательствах по ложение, что армейская служба, трудная боевая учеба — материал, неизмеримо бо лее трудно поддающийся «обработке поэ зией». Герой «армейских» стихов Л. Решетни кова — воин, еще недавно бывший челове ком труда, кузнецом, хлеборобом. Таков, к примеру, герой стихотворения «О солдате- кузнеце», занятый нехитрым делом; он под ковывает коня: «И я дивлюсь: откуда эта хватка, уменье это редкое в руке?» Автор вовлекает нас в свои раздумья, и мы вме сте с ним любуемся ладной работой солда та, которая, возможно, была «только па мятью о доме», «а, может, просто в парень ке проснулась кровь дедов — запорожских казаков». И еще мы обязательно оценим языковое мастерство поэта: о «коньке», что «скучает» в роще, потому что кругом «толь ко танки, только броня», повествуется с любовью, но и с лукавством, с прибауткой, с повторами, которые как бы придают словам особый цвет и вкус; и в образ солдата не заметно, но осязаемо привносится что-то былинное или, скорее, сказочное, и мы чув ствуем присущий ему русский националь ный характер. Об этом в стихотворении, повторяю, нет ни слова, но все это угады вается где-то за строками, потому что со держание настоящего произведения всегда шире его «событийных» рамок. Умение заставить'читателя «домыслить» картину по выразительной детали — силь ная сторона поэта. Вот командир танковой роты смотрит на могучие машины: И бывшему колхознику, ему Привиделось невиданное чудо: На этом танке в утреннем дыму Он пашет землю,— степь дрожит от гуда, ' Это видение Танков «в поте и пыли», уставших от работы, эта мечта о танковой роте на пахоте правдиво и убедительно рас крывает души воинов-тружеников, постав ленных охранять мир. Пожалуй, даже и не случай,— Так, штрих, случайная деталь,— начинает Решетников свой «Случай на мар ше», заранее подчеркивая маловажность «случайной детали». Но, оказывается, весь смысл стихотворения держится на ней, о н а раскрывает душевную красоту советских воинов, о н а напоминает автору «народом данную примету: у храбрых добрая душа...» Для поэта слава советского оружия нерасторжимо связана с историей Родины. Бессчетны уголки страны, прославленные ратными подвигами воинов, оборонявших Россию от врагов. Кованым ритмом, суро вой и выразительной живописью берет «в полон» стихотворение «Мыс Херсонес». Как бы увидев глазами поэта клочок родной земли, мы снова остро ощутим подвиг мно гих поколений воинов, чья слава стала и на шей сегодняшней славой. Но не в прошлое устремлен взгляд автора. Он обратит наше внимание на ...сверкнувшую в небе крутом. Прозвеневшую вдруг краснозвездную птицу над „ морем, Словно молнии росчерк, И следом за молнией — г. . гром. Прогремел и умолк. А у нас еще есть и не это. Но молчит до поры, словно врубленный в купол Как линкор на распутье родной беспокойной , , планеты, из железа и славы откованный мыс Херсонес. т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2