Сибирские огни № 06 - 1970

ственное восприятие боя участником ата­ ки. Здесь, «у жизни на краю» (А. Межи- ров), иначе, острее воспринимаешь все ок­ рест — и ночь, что, «притаившись, молчала», и все звуки. И, конечно, по-особенному тро­ гает сердце мгновение, когда «вдруг вдале­ ке зазвучало протяжно и тихо: «Ура-а-а!» Нельзя не почувствовать огромного внут­ реннего напряжения строк об этом дале­ ком возгласе: Но ближе, все ближе по полю Катился он. И, как игла, Щемящая ниточка боли Сквозь сердце внезапно прошла.«. Поэт мог н сказать, чт «и сам я летел через бруствер, вперед выдвигая плечо», но мы все равно знаем, что слышим рассказ участника атаки, и на какое-то время — вот оно, могущество поэзии! — почувствуем с е- б я в числе атакующих, ощутим,, как Качалась земля под ногами, Металась луна меж голов. Да билось, пульсируя, пламя На выходах черных стволов. Великолепны стихи «Воспоминание», «Сапун-гора», «В конце войны»: в них — достоверность, подлинность изображения будней войны. Удивительнее всего, что здесь как раз тот случай, когда «бытовые детали», отдельные штрихи, отлично пере­ дающие повседневность, не только не сни­ жают лирического напряжения, а, напро­ тив, нагнетают его. Зоркость поэтического взгляда придает убедительность позиции рассказчика, повествующего о том, что он испытал сам, а не узнал из вторых рук. «Воспоминание» завершается вопросом и ответом: «который час? Десятая атака. Почти три года до конца войны». Да, время войны отсчитывалось, изме­ рялось атаками. Сколько же потребовали эти «почти три года до конца войны», ка­ ких невероятных усилий стоили они совет­ скому народу! В чем же источник этой мощи? Каким людям были по плечу все испытания? «Кто же мы? Разведка боем ваших дел и ваших дней»,— отвечает поэт от имени павших в боях. Так продолжается в творчестве Л. Решетникова тема эстафеты поколений: для поэта события не разорваны во времени, в каждом факте настоящего, словно в зерне, таится росток будущего. Сознание, что в го­ ды войны решалось будущее мира — один из источников этой силы. Как в чертах взрослого человека мож­ но угадать черты ребенка, так и в стихах «взрослого» Решетникова виден обогащен­ ный опытом и мастерством талант юноши- красноармейца. К стихам о войне органич­ но примыкают стихи о современной нашей армии. Не нуждается в доказательствах по­ ложение, что армейская служба, трудная боевая учеба — материал, неизмеримо бо­ лее трудно поддающийся «обработке поэ­ зией». Герой «армейских» стихов Л. Решетни­ кова — воин, еще недавно бывший челове­ ком труда, кузнецом, хлеборобом. Таков, к примеру, герой стихотворения «О солдате- кузнеце», занятый нехитрым делом; он под­ ковывает коня: «И я дивлюсь: откуда эта хватка, уменье это редкое в руке?» Автор вовлекает нас в свои раздумья, и мы вме­ сте с ним любуемся ладной работой солда­ та, которая, возможно, была «только па­ мятью о доме», «а, может, просто в парень­ ке проснулась кровь дедов — запорожских казаков». И еще мы обязательно оценим языковое мастерство поэта: о «коньке», что «скучает» в роще, потому что кругом «толь­ ко танки, только броня», повествуется с любовью, но и с лукавством, с прибауткой, с повторами, которые как бы придают словам особый цвет и вкус; и в образ солдата не­ заметно, но осязаемо привносится что-то былинное или, скорее, сказочное, и мы чув­ ствуем присущий ему русский националь­ ный характер. Об этом в стихотворении, повторяю, нет ни слова, но все это угады­ вается где-то за строками, потому что со­ держание настоящего произведения всегда шире его «событийных» рамок. Умение заставить'читателя «домыслить» картину по выразительной детали — силь­ ная сторона поэта. Вот командир танковой роты смотрит на могучие машины: И бывшему колхознику, ему Привиделось невиданное чудо: На этом танке в утреннем дыму Он пашет землю,— степь дрожит от гуда, ' Это видение Танков «в поте и пыли», уставших от работы, эта мечта о танковой роте на пахоте правдиво и убедительно рас­ крывает души воинов-тружеников, постав­ ленных охранять мир. Пожалуй, даже и не случай,— Так, штрих, случайная деталь,— начинает Решетников свой «Случай на мар­ ше», заранее подчеркивая маловажность «случайной детали». Но, оказывается, весь смысл стихотворения держится на ней, о н а раскрывает душевную красоту советских воинов, о н а напоминает автору «народом данную примету: у храбрых добрая душа...» Для поэта слава советского оружия нерасторжимо связана с историей Родины. Бессчетны уголки страны, прославленные ратными подвигами воинов, оборонявших Россию от врагов. Кованым ритмом, суро­ вой и выразительной живописью берет «в полон» стихотворение «Мыс Херсонес». Как бы увидев глазами поэта клочок родной земли, мы снова остро ощутим подвиг мно­ гих поколений воинов, чья слава стала и на­ шей сегодняшней славой. Но не в прошлое устремлен взгляд автора. Он обратит наше внимание на ...сверкнувшую в небе крутом. Прозвеневшую вдруг краснозвездную птицу над „ морем, Словно молнии росчерк, И следом за молнией — г. . гром. Прогремел и умолк. А у нас еще есть и не это. Но молчит до поры, словно врубленный в купол Как линкор на распутье родной беспокойной , , планеты, из железа и славы откованный мыс Херсонес. т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2