Сибирские огни № 06 - 1970
том, как уезжают, и о том, как возвра щаются на фронт». «Прошло уж без мала два года войны, а душу томят довоенные сны!» — признает ся Л. Решетников. А в другом стихотворе нии (привожу его полностью) поэт напи шет: Пройди меж нами при ракетных вспышках, Всмотрись, как мертв над нами этот свет,— И ты поймешь, зачем в ночи мальчишка Писал стихи тебе. Которой нет. Став взрослым раньше положенного сро ка, люди этого поколения не успели узнать радость юношеского чувства. И полной ме рой испытав на войне то, чего не изведали иные, умудренные жизненным опытом, юно ши начала сороковых годов «вознаграж дали» себя вымыслом, фантазируя о не- сбывшемся. Но такое выдумать" нельзя, это — неподдельность, подлинность самой жизни! Именно в этом — один из «секре тов» воздействия военных стихов и Л. Ре шетникова. Судьба первых военных стихов Леони да Васильевича оказалась счастливой — случайно они сохранились. «Разбирая пап ки с уже пожелтевшими материалами архи ва военных лет,— писал А. Сурков Л. Ре шетникову,— наскочил я на серенькую тет радочку — ту самую, которую Вы принесли мне в «Красноармейскую правду» в 1942 го ду. Листая ее и расшифровывая, сквозь дым двадцатилетия, метки и «птички» на стихах этой тетради, я вспомнил Вас, ши роколицего, очкастого русака-солдата, за стенчивого и немногословного, и порадо вался, что и пуля Вас не нашла в те труд ные годы, и талант свой Вы не растеряли на неуютных дорогах войны. Желаю Вам больших творческих радо стей в Вашей жизни и стихов, таких же честных и искренних, как стихи первой Ва шей военной тетради. Тетрадь я Вам посы лаю, потому что она Вам, наверное, прине сет радость воспоминаний о литератур ной юности» («Красноармеец, 1966, № 20, с. 6). Да, честность и искренность, о которых пишет А. Сурков,— неотъемлемое свойст во стихов Л. Решетникова. На дорогах войны поэт видел и испытал все, что может испытать человек, прошед ший через горнило великих сражений. Бит ва на Курской дуге, освобождение Белго рода и Харькова, форсирование Днепра, Корсунь-Шевченковская, операция, бои в Молдавии и Румынии, в Белоруссии и Лит ве, в Польше и Германии — таковы этапы воинского пути Л. Решетникова. Он вторич но был ранен летом сорок третьего года, в боях на Курской дуге его приняли в члены КПСС. Он был удостоен высоких наград — двух орденов и семи медалей. В Румынии из-под его пера вылились строки: Забудут жены о разлуке с нами. Привыкнут дета снова к тишине. И только мы — да не задремлет память! ев Весь век свой будем помнить о войне. Это обещание поэт выполнил. В его сти хах нетрудно заметить настойчивое обраще ние к событиям войны. Он постоянно напо минает о великих жертвах, что принес наш народ для освобождения народов мира от фашистского ига. Он не в силах забыть, что ...Кругом, У далеких и близких 9тих зарев —от Альп до Карпат,— Возвышались в ночи обелиски Над могилами русских солдат. Как неотвязное видение перед мыслен ным взором лирического героя встает одна и та же картина: Над вечным братством холмиков из глины На столбике фанерная звезда. Картина эта становится олицетворением вечно живой памяти о войне, определившей и облик мира, и облик поколений, в сражени ях этот мир отстоявших. Когда отгремели бои Великой Отечест венной, Л. Решетников не мог не продол жить разработку военной и армейской те мы, наиболее ему близкой. Дело не только в том, что он остался в рядах Советской Армии, что, как принято говорить, «мате риал требовал выхода». Думается, гораздо существеннее было другое: внутренняя не обходимость сказать свое слово вослед иду щим, обогатить их историческим и духов ным опытом своего поколения. «У каждого поэта,— писал Л. Решетни ков, осмысляя свой творческий опыт,— есть свой «смоленский край». Но это не зна чит, что эта «Смоленщина» является темой его творчества. Такой темы нет. «Смолен ский край»,— уточняет поэт,— это привязан ность юности, это дом, где поэт вырос и в который возвращается время от времени в поезде или в стихах, это родник, который питает его, и плацдарм, на котором он ра ботает. Я провел свою молодость и мно гие годы своей жизни в армии. Армия для меня — не тема, она — мой родной дом и моя школа, она — моя «Смоленщина», где живут дорогие мне люди, наделенные, как и все прочие люди, человеческими чувства ми любви и ненависти, мужества и страха. Работая на этом армейском «плацдарме», я, как мне кажется, писал о том же, о чем пишут все поэты — о жизни и времени, про ходящем сквозь человеческое сердце» (пре дисловие к книге «На дальних рубежах», Новосибирск, 1963, с. 17). Обращаясь к дням войны в послевоен ное время, Л. Решетников действительно писал «о жизни и времени, проходящем сквозь человеческое сердце». Таково его стихотворение «Ночная атака», зрелое, ин тересное, полное скупых, но на редкость впечатляющих деталей («прожектор, холод ный и резкий, как меч извлеченный из тьмы», трава, что «сверкая росой нестерпи мо, белесая, будто мертва, за еле струя щимся дымом недвижно стояла»; переле сок за полем — «и четким и плоским он был, как будто из черного толя зубцы его кто-то скроил» и т. д.). А за всеми этими зримыми образами открывается главное: непосред
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2