Сибирские огни № 06 - 1970

Эти заметки далеко не исчерпывают те­ мы. В отдельных сборниках, на страницах периодики, в интересно составленной и под­ готовленной «Библиотекой поэта» книге «Ленин в советской поэзии» есть и другие произведения, написанные в 1917—1923 го­ дах. Хочется сказать о наиболее важном в развитии ленинской темы у самых ее исто­ ков. В частности, о том, что было развито впоследствии. Так, в поэме «Сами» впервые ленинская тема прозвучала как интернацио­ нальная. В дальнейшем подобный подход к образу Ленина мы находим у многих поэ­ тов — от В. Маяковского до А. Суркова и К. Симонова. Стихи Полетаева — философ­ ское раздумье о Ленине, о работе худож­ ника над образом вождя. И эта мысль бы­ ла подхвачена, продолжена поэтами. Слова В. Маяковского: «Как бедна у мира сло­ ва мастерская» — кажутся в этом смысле наиболее точными. Наконец, в ряде слу­ чаев (А. Акопян, В. Итин) мы видим стрем­ ление дать словесный портрет Ильича. К этому стремились затем многие. А успеш­ ней других это удалось В. Маяковскому, Н. Асееву, Б. Пастернаку... «Портретов Ленина не видно»,— написал Николай Полетаев в 1923 году. А через год он продолжил эту мысль в своих воспоми­ наниях: «Портрет Ленина во весь рост бу­ дет нарисован, когда нас уже не будет»* Полетаев не только рассказал о встречах с вождем, он говорил о своем понимании задач современникрв Ленина, видевших, знавших, помнивших его: «На нас... лежит великая ответственность точно, по возмож­ ности фотографически точно, закрепить вся­ кую деталь жизни великого человека, на­ писать все, что мы знаем, что слышали, что думаем о нем, чтобы дать материал буду­ щим историкам, мыслителям, поэтам». Та­ кие воспоминания стали появляться сразу после трагического января. И они обогати­ ли многих больших художников на их пути к созданию ленинского образа. Поэтическая Лениниана первых совет­ ских лет явилась лишь началом большой работы наших поэтов над неисчерпаемой темой. Впереди были поэмы Владимира Маяковского и Егише Чаренца, «Ходоки» Н. Заболоцкого, впереди были многие та­ лантливые произведения во всех областях искусства. И все-таки написанное о Ленине при его жизни представляет интерес се­ годня — и как. документ, и как непосредст­ венный отклик, и как отражение мыслей и чувств народа, его любви к вождю рево­ люции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2