Сибирские огни № 06 - 1970

вестное «Мы не верим» («Тенью истемня весенний день, вывешен правительственный бюллетень...») О реальной опасности, нависшей над Лениным, поэты писали прямо,— слишком очевидны были врачебные заключения вес­ ны 1923 года. Однако перед нами уже не только стихи-отклики. Поэты стремятся об­ разно раскрыть смысл угрожающих меди­ цинских бюллетеней. Так, Михаил Зенкевич в «Бюллетене молний» самим ритмическим строем стиха передал напряженность момента: «Биенье электромагнитного пульса», «зыбкие молнии телеграмм» заставляли вспомнить о живом сердце вождя, которое работает устало, напряженно. В образной форме, пусть несколько усложненной, Зен­ кевич сказал о том же, что и Демьян Бед­ ный выразил в стихотворении «Любимому». Здесь у Бедного, как это бывало с ним не­ редко, сильные строки шли рядом с про­ ходными, вялыми. «Живые, думаем с на­ деждой о живом и верим, хоть исход опас­ ности неведом, что снова на посту ты ста­ нешь боевом, чтоб к новым нас вести по­ бедам». При всей оптимистичности послед­ них строк они не вяжутся с искренним, поэтическим началом: поэт, может быть, больше многих понимал, сколь велика опас­ ность, исход которой оказался трагическим. Однако мысль, что Ленин может уйти из жизни, казалась невероятной. Даже узнав о трагическом исходе, уже 21 января, Ни­ колай Полетаев написал свое стихотворение «Не верим». Тем более понятны были об­ ращенные к Ленину призывы, почти закли­ нания: Пролетарий неизменен В пожелании своем. Дорогой товарищ Ленин, Выздоравливай! Мы ждем! Выздоравливай скорее. Наш великий капитан!.. Снова знакомый образ, но в этом сти­ хотворении Иван Логинов идет скорее не от литературных образцов, а от народных мотивов. Фольклор дает немало примеров таких именно заклинаний, которые, по ста­ рым поверьям, способны «заговорить» бо­ лезнь, прогнать ее. Малейшее известие об улучшении здоровья Ленина в те дни преу­ величивалось. Так было в стихах М. Свет­ лова «Утром», написанных уже в декабре 1923 года: Вьюга снежно ворвется в сени Разузнать у замерзших шрифтов И о том, что где-то волненья, И о том, что Ленин здоров! И это было, по сути св ей, заклинанием. Пройдет месяц, и будут написаны другие стихи, которым суждено открыть новую главу поэтической Ленинианы; но и в на­ чале 1924 года еще появятся стихи, воз­ можно, написанные раньше, еще при живом Ленине. Среди них небольшая поэтическая зарисовка Вивиана Итина, опубликованная в первом номере «Сибирских огней» за 1924 год. Итин тоже отдал дань традицион­ ному образу: Капитан Коренастый Отчалил В океан Ненастный Времени... Но в стихотворении, которое в журналь­ ном варианте называлось «Брест» (эскиз к поэме), было и нечто новое. Не случайно, готовя его в коллективный сборник, автор пошел следующим путем: было изменено название («Речь Ленина»), а некоторые, строки ушли из текста, были набраны как ремарки: «1918 год. Чрезвычайный съезд. Тихо. Чичерин. Брест». Перед нами теперь как бы отрывки из драматических сцен или сценария. В центре стихотворения необы­ чайно экспрессивно охарактеризованное выс­ тупление В. И. Ленина. А затем снова ав­ торская ремарка, набранная как прозаиче­ ский текст: «Председатель встал. Черная куртка на красной фланельке. Глаза в гла­ за: «Кто за?» Гимнастерки. Две трети. На­ право треть: здесь рука, там рука...» Эти ремарки усиливают впечатление драматизма битвы за умы, битвы за единственно пра­ вильную в тех условиях тактику, которую вел на Съезде Советов Ленин. Стихотво­ рение как бы написано с натуры, в нем за­ рисовки трудного быта, характеризующего время. «В колонном зале — лозунг: «Не грызите семечек». И — презрительные реп­ лики дипломатов: «Вымыться лень... Ско­ тина». И уже совершенно в другой тональ­ ности, резко контрастируя с прежними сце­ нами, написано о речи Ленина. Трудно сказать — Человеческий это голос Или гулит всесильный дизель? Ясно — В стальном и голом Черепе Взрыв на взрыве. Сдвинулись и помчались (Вот оно: четвертое измерение!) В обоих вариантах стихотвор ния — Ле­ нин не абстрактный образ, а живой, актив­ ный человек. Никогда прежде поэты не могли сказать о вожде, выступающем с одной из самых своих трудных речей: «А ЛЕНИН ВЫШЕЛ ВЕСЕЛЫЙ (как име­ нинник?!)» Во втором книжном варианте появились слова: «Но весь он был из нас». В журнальном тексте о Ленине в прошед­ шем -времени не говорилось. Это и дает ос­ нования допустить, что стихотворение «Брест» написано еще при жизни Ильича. Во всяком случае, оно — свидетельство но­ вых поисков поэтической Ленинианы, по­ исков, которые дали особенно заметные ре­ зультаты уже в двадцать четвертом году, после смерти Ленина. По океанам воздуха неустанно. Выше замшелых башен Кремля, В ночь твою мечет тревожно антенна Зыбкие молнии: слушай, Земля! Пульсируя электромагнитной кровью. Свинцом сгущая мировую тень. Всем, всем, всем шлет о здоровье Ленина — молнийный бюллетень.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2