Сибирские огни № 06 - 1970
стя некоторое время, он тоже скажет о Солнце-Ленине в своем «Ответе». В 1919 и особенно в 1920 годах значи тельно расширилась география поэтиче ской Ленинианы. Теперь уже не только в Петрограде, Москве, Воронеже, но и на окраинах России появляются стихи о вож де революции. В сентябре 1919 года во вла дивостокской тюрьме Александр Ярослав ский пишет о Ленине. Тяготение поэта к космическим образам напоминает о твор честве писателей «Пролеткульта» и «Куз ницы». Как Солнце, вечно неизменен, Взнуздав бессильную судьбу, Ты, как Геракл, Бессмертный Ленин, Ведешь неравную борьбу. Могло показаться, что поэты никогда не только Ленина не видели, но и не зна ют его портретов. Было бы смешно крити ковать их за это сегодня. Такая критика антиисторична. Тогда поэзия стремилась создать прежде всего образ обобщенный, сказать о Ленине — носителе идеи, Лени н е— символе нового мира. Поэтому и поя влялись такие стихи, в которых для самого Ленина места не оставалось. Так, А. Безы менский писал: * Он немыслим без рабочих, он немыслим без народа, Он немыслим без движенья, он немыслим без труда. («Товарищ Ленин*) Через несколько лет поэтический гений В. Маяковского выразит эту мысль в че канных строках поэмы «Владимир Ильич Ленин». Конечно, в данном случае речь идет о поэтах разных талантов и масштабов, но дело не в одной талантливости. Поэзия искала пути к созданию ленинского обра за. Иногда эти робкие попытки вели, в частности, к изображению реальных ленин ских черт. Так, стоя перед портретом Ле нина, Акоп Акопян говорит: Лоб выпуклый —высокая скала, Недосягаемое поле битв. Взор пламенный — разящая стрела — Врагам свободы гибелью грозит. Большой армянский поэт здесь не раз вил собственного образа. Первая строка осталась лишь обещанием — затем идут об щие места, а если судить по переводу, да же некоторые красивости. Пройдут годы, Акопян и другие советские поэты напишут глубже, сбдержательней о конкретных чер тах Ленина — вождя и человека. Начало ¡920 года — время особенное для поэтов, писавших о Ленине. Страна от мечает его пятидесятилетие. Публикуются статьи и очерки о нем, выходит сборник «50-летие В. И. Ульянова-Ленина». Весной, главным образом в апреле, печатаются сти хи Демьяна Бедного, Павла Арского, Ва силия Александровскою, Василия Казина. Именно в эту пору становится популярным образ Ленина-капитана. Он проходит и че рез «Рабочий привет» Д. Бедного, и через стихотворение «Красный кормчий» Ильи Ионова. Речь идет, разумеется, не о ка ком-то подражании. Таково было ощущение роли Ленина в дни революционной бури. «Но, повинуяся искусству капитана, ходил уверенно в его руках штурвал»,— писал Бедный. Очень близко к этому восприятие вождя революции Ильей Ионовым: Руками сжав штурвал железный, На красной вышке броневой Стоит и держит путь свой звездный Мятежный, гордый рулевой. Через несколько лет С. Есенин воскли цает: «Хвала и слава рулевому!», а в сти хотворении «Капитан земли» напишет: «Он рулевой и капитан». В 1920 году большую активность в раз работке ленинской темы проявляют сибир ские поэты. А. Голянковский под псевдо нимом А. Вечерний печатает в иркутской газете «Власть труда» стихотворение «Вож дю мировой революции». Ты, сохранивший среди урагана Дивным спокойствием блещущий взор! О, капитан! Ты на Новый Простор Парус направишь средь мглы океана! В том же году та же газета помещает в дни ленинского юбилея стихотворение Николая Хребтовского «Полвека», которое уместно вспомнить сегодня, через пятьде сят лет: Лишь явь творит такие сны: Средь мути алчной или сонной Полвека жизни напряженной Великой правде отданы... Ведь то о нем Верхарн кидал Чеканно-огненные строки. Когда, ловя в грядущем токи, Трибуна образ создавал. Сквозь долгий гнет и ужас царий Он нес скрижали беззаветно Чрез пятьдесят путей планетных Тебе, Всемирный Пролетарий! И он донес их до свершенья, И всем, что дал «безумец» Ленин, Застылый мир отныне вспенен И брошен в оГненность крещенья... Цитируя это стихотворение, мы вовсе не приводим его как некий поэтический обра зец Однако оно своей лексикой и образ ной структурой характерно для самого ду ха времени, которое требовало писать с большой буквы «Всемирный Пролетарий», которое все мерило космическими мерками. В стихах Н. Хребтовского много общего со стихами Ионова, Александровского и других поэтов, которые оставались далеки ми от конкретного изображения ленинско го дела и ленинского образа. «Восторг бун тарского дерзанья», «он нес скрижали без заветно» — все это имело не слишком мно го отношения к тем годам напряженной жизни Ленина, которые, по словам поэта, были «великой правде отданы». Уже в ранних стихах о Ленине его имя нередко стояло рядом с именем Маркса. Это было естественным, поскольку поэты прежде всего говорили о Ленине и его де ле, его идеях. Еще в сентябре 1918 года один из авторов газеты «Беднота» (Ф. К-в) писал о Ленине: «Твое и Маркса имена все, все твердят с благоговеньем». Продол жая эту тему, сибирский поэт Петр Чер- ных-Якутский не остановился на подобных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2