Сибирские огни № 06 - 1970

стя некоторое время, он тоже скажет о Солнце-Ленине в своем «Ответе». В 1919 и особенно в 1920 годах значи­ тельно расширилась география поэтиче­ ской Ленинианы. Теперь уже не только в Петрограде, Москве, Воронеже, но и на окраинах России появляются стихи о вож­ де революции. В сентябре 1919 года во вла­ дивостокской тюрьме Александр Ярослав­ ский пишет о Ленине. Тяготение поэта к космическим образам напоминает о твор­ честве писателей «Пролеткульта» и «Куз­ ницы». Как Солнце, вечно неизменен, Взнуздав бессильную судьбу, Ты, как Геракл, Бессмертный Ленин, Ведешь неравную борьбу. Могло показаться, что поэты никогда не только Ленина не видели, но и не зна­ ют его портретов. Было бы смешно крити­ ковать их за это сегодня. Такая критика антиисторична. Тогда поэзия стремилась создать прежде всего образ обобщенный, сказать о Ленине — носителе идеи, Лени­ н е— символе нового мира. Поэтому и поя­ влялись такие стихи, в которых для самого Ленина места не оставалось. Так, А. Безы­ менский писал: * Он немыслим без рабочих, он немыслим без народа, Он немыслим без движенья, он немыслим без труда. («Товарищ Ленин*) Через несколько лет поэтический гений В. Маяковского выразит эту мысль в че­ канных строках поэмы «Владимир Ильич Ленин». Конечно, в данном случае речь идет о поэтах разных талантов и масштабов, но дело не в одной талантливости. Поэзия искала пути к созданию ленинского обра­ за. Иногда эти робкие попытки вели, в частности, к изображению реальных ленин­ ских черт. Так, стоя перед портретом Ле­ нина, Акоп Акопян говорит: Лоб выпуклый —высокая скала, Недосягаемое поле битв. Взор пламенный — разящая стрела — Врагам свободы гибелью грозит. Большой армянский поэт здесь не раз­ вил собственного образа. Первая строка осталась лишь обещанием — затем идут об­ щие места, а если судить по переводу, да­ же некоторые красивости. Пройдут годы, Акопян и другие советские поэты напишут глубже, сбдержательней о конкретных чер­ тах Ленина — вождя и человека. Начало ¡920 года — время особенное для поэтов, писавших о Ленине. Страна от­ мечает его пятидесятилетие. Публикуются статьи и очерки о нем, выходит сборник «50-летие В. И. Ульянова-Ленина». Весной, главным образом в апреле, печатаются сти­ хи Демьяна Бедного, Павла Арского, Ва­ силия Александровскою, Василия Казина. Именно в эту пору становится популярным образ Ленина-капитана. Он проходит и че­ рез «Рабочий привет» Д. Бедного, и через стихотворение «Красный кормчий» Ильи Ионова. Речь идет, разумеется, не о ка­ ком-то подражании. Таково было ощущение роли Ленина в дни революционной бури. «Но, повинуяся искусству капитана, ходил уверенно в его руках штурвал»,— писал Бедный. Очень близко к этому восприятие вождя революции Ильей Ионовым: Руками сжав штурвал железный, На красной вышке броневой Стоит и держит путь свой звездный Мятежный, гордый рулевой. Через несколько лет С. Есенин воскли­ цает: «Хвала и слава рулевому!», а в сти­ хотворении «Капитан земли» напишет: «Он рулевой и капитан». В 1920 году большую активность в раз­ работке ленинской темы проявляют сибир­ ские поэты. А. Голянковский под псевдо­ нимом А. Вечерний печатает в иркутской газете «Власть труда» стихотворение «Вож­ дю мировой революции». Ты, сохранивший среди урагана Дивным спокойствием блещущий взор! О, капитан! Ты на Новый Простор Парус направишь средь мглы океана! В том же году та же газета помещает в дни ленинского юбилея стихотворение Николая Хребтовского «Полвека», которое уместно вспомнить сегодня, через пятьде­ сят лет: Лишь явь творит такие сны: Средь мути алчной или сонной Полвека жизни напряженной Великой правде отданы... Ведь то о нем Верхарн кидал Чеканно-огненные строки. Когда, ловя в грядущем токи, Трибуна образ создавал. Сквозь долгий гнет и ужас царий Он нес скрижали беззаветно Чрез пятьдесят путей планетных Тебе, Всемирный Пролетарий! И он донес их до свершенья, И всем, что дал «безумец» Ленин, Застылый мир отныне вспенен И брошен в оГненность крещенья... Цитируя это стихотворение, мы вовсе не приводим его как некий поэтический обра­ зец Однако оно своей лексикой и образ­ ной структурой характерно для самого ду­ ха времени, которое требовало писать с большой буквы «Всемирный Пролетарий», которое все мерило космическими мерками. В стихах Н. Хребтовского много общего со стихами Ионова, Александровского и других поэтов, которые оставались далеки­ ми от конкретного изображения ленинско­ го дела и ленинского образа. «Восторг бун­ тарского дерзанья», «он нес скрижали без­ заветно» — все это имело не слишком мно­ го отношения к тем годам напряженной жизни Ленина, которые, по словам поэта, были «великой правде отданы». Уже в ранних стихах о Ленине его имя нередко стояло рядом с именем Маркса. Это было естественным, поскольку поэты прежде всего говорили о Ленине и его де­ ле, его идеях. Еще в сентябре 1918 года один из авторов газеты «Беднота» (Ф. К-в) писал о Ленине: «Твое и Маркса имена все, все твердят с благоговеньем». Продол­ жая эту тему, сибирский поэт Петр Чер- ных-Якутский не остановился на подобных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2