Сибирские огни № 06 - 1970
только от поэтов — стихи перекликались с многочисленными приветствиями вождю, которые были приняты на митингах рабочих и бойцов Красной Армии. Трудящиеся Ту лы заявляли: «Великий вождь, дорогой бессмертный учитель. Ты должен жить, этого хочет пролетарская воля». Рабочие Замоскворецкого района требовали: «Рас правиться с буржуазией самым решитель ным образом». Сообщая о митингах в Су- щевско-Марьинском районе столицы, «Прав да» писала: «Рабочие в один голос тре буют расправы с буржуазией — действи тельно массового террора против врагов ре волюции». И в эти же дни, на тех же га зетных страницах появились стихи В. Алек сандровского: «На удар из-за угла мы ответим бурным шквалом» («К моменту»). Поэтические отклики в «Правде», «Бедно те», «Красной газете», по существу, были продолжением тех писем и тех приветствий, 'с которыми обращался народ к Ленину. В стихотворении «У постели больного», посвященном «великому учителю мирового социализма», Иван Кузнецов обращался к своим читателям: «Так восстань же, народ ной стихии гроза, и ответь небывалым тер рором». Гнев, недоумение, возмущение — все это отразилось в стихах сентября 1918 года. Одно из стихотворений называлось «За что?». Другое было написано позже, когда пришли вести, что Ленину разрешено вернуться к работе. Поэт Иван Логинов в «Красной газете» напечатал следующие строки под заголовком «Ильич спасен!»: Над городом Коммуны Трудовой Лети, наш клич Победно-боевой: — Ильич спасен. Да здравствует Ильич! Покушение на Ленина заставило людей по-новому оценить значимость его лично сти. В этой связи интересно напомнить о статье журналиста Л. Сосновского «Ильич», опубликованной 6 сентября 1918 года в «Бедноте». Это едва ли не первая попыт ка обратить внимание общественности на ту настоятельную необходимость изучения и осмысления жизни В. И. Ленина, кото рая стала очевидной уже через несколько лет. Л. Сосновский, в частности, писал: «Не странно ли, что о самом Ильиче, о его жизни,, о его характере люди знают очень мало. О нем написаны горы бумаги бур жуями всех стран, но мы, его друзья, то варищи и ученики, мы еще и не начинали писать о нем». Конечно, трудно было предположить, что такой призыв даст немедленные результа ты. И все-таки менее чем через год в печати появился первый вариант очерка Горького о Ленине, да и в целом именно к 1919— 1920 годам относятся первые, более замет ные в художественном отношении, произве дения о Ленине. Вместе с тем, перечитывая многие из этих стихов сегодня, мы видим в одних случаях наивность их авторов, в других — ограниченность, видим, что литература в целом еще не была подготовлена к созда нию ленинского образа. Это было трудно сделать в ту пору, когда рядом ходил, ра ботал, выступал живой Ленин. Некоторые поэты, несомненно талантливые, стремились увидеть в Ленине прежде всего вождя крестьянского, связанного не столько с но вым классом и новыми идеями, сколько с духом свободолюбия, всегда жившим в русском народе. Именно этими чувствами было продиктовано стихотворение «Россия» Владимира Нарбута: Щедроты сердца не разменены, И хлеб — все те же пять хлебов. Россия Разина и Ленина, Россия огненных столбов! Еще более определенно крестьянский взгляд на вождя, его дело и его историче скую роль сказался у Николая Клюева, посвятившего Ленину несколько произведе ний. Стих Клюева образен, энергичен. Чув ствуется его искреннее восхищение народ ным вождем. Однако его исторические со поставления вряд ли оправданы. Ленинская тема у Клюева заняла замет-, ное место, сам он придавал ей большое значение. Не случайно поэт даже послал Ленину книгу своих стихов с дарственной надписью. Одно из стихотворений, посвя щенное годовщине революции, заканчива лось словами: Сегодня крестины. Приплод солнцеглавый У мамки-истории спит на руках... Спеваются горы для ленинской славы, И грохот обвала роится в веках. Мы видим довольно абстрактное срав нение. Здесь еще нет даже подхода к со зданию ленинского образа. Но масштаб про исходящих событий Клюев ощущает. Да, «грохот обвала» действительно продолжа ет греметь над мирбм. И он связан с делом Ленина, его именем. . В стихах крестьянских поэтов (Н. Клю ев, П. Орешин), как и позднее в стихах С. Есенина, очень органично было сравне ние Ленина с солнцем, тем светилом, от которого зависела жизнь крестьянина — и его урожай, и его собственная судьба. Сти хотворение Петра Орешина, посвященное Ленину, называлось «Солнце в сермяге». Поэт писал: Нас солнце всех сжигает зноем, В сермяге солнце,— с ним идем. И с ним, пока он жив, достроим Ржаной, Всесветный Исполком. Эти строки перекликаются с письмом красноармейцев 3-го Московского советско го пехотного полка, которые обратились к раненому вождю со следующими словами: «...Нам возмутительно до глубины души, что нашлись какие-то мерзкие отвратитель ные гады, посягнувшие на твою драгоцен нейшую жизнь, которая нужна нам, как ди тяти мать, как цветам солнышко». Сергей Есенин мог не читать этого пись ма в «Правду». Мог он не знать и приве денных выше стихов П. Орешина. Но, спу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2