Сибирские огни № 05 - 1970
ципы театрального искусства. Особенно ши роко применяется принцип представления при торжественных церковных церемониях и шествиях, где огромное значение имеет декоративная сторона, придающая эстети ческую убедительность таким обрядам и создающая атмосферу определенного эмо ционального настроения. В службах раз личных сект особенно заметны попытки на править мысли и чувства верующего чело века в русло мистически-экзальтированно- го религиозного переживания. Однако при более глубоком подходе к театру и обрядам обнаруживается прежде всего различная установка и противоположные задачи: те атр—это общение со зрителем, с народом, раскрытие сущности человеческого бытия; религиозное действо — это «общение» со сверхъестественной силой, это усыпление народа, выступающего в качестве пассив ной массы. Таким образом, исследуя различные ви ды искусства, Е. Яковлев как бы разбира ет по частям бьющую на внешний эффект церковную позолоченность и показывает нутро ее — посмотрите, мол. что там, а там мы видим полную противоположность искусства и религии. Даже в Библии че рез религиозно-моральные поучения про свечивает художественно осмысленная ре альная жизнь человека. Это жизненное, земное проявляется и в подвиге Самсона, и в страстно-взволнованной лирической по эме «Песнь песней» царя Соломона, в тра гических коллизиях убийства Каином сво его брата Авеля и многих других притчах, поэмах, легендах о земной человеческой жизни. Заслугой автора книги является то, что он не останавливается лишь на взаимосвя зях искусства и веры. Он берет проблему и шире, и глубже, анализирует и эстетичес кое, и религиозное сознание, вскрывает природу эстетического и религиозного субъекта. «Эстетическое и религиозное отношение к миру,— пишет Е. Яковлев,—имеет нечто общее в той внешней реакции, которая их характеризует. Эстетическое и религиозное отношения немыслимы без глубокого эмо ционального переживания, без превращения этой эмоции в конкретно-чувственный об раз».. Чувства человека, приобретая эсте тическое содержание, дают ему в эмоцио нальной форме знание о мире. Но по скольку эмоция есть непосредственная чув ственная реакция организма на внешний мир, в ней может и не быть объективного содержания, она может быть ложной. К примеру, чувство страха при восприятии мрачных дебрей леса может породить пред ставление о существовании там сверхъес тественных существ. Эстетическое чувство всегда связано с разумом, с интеллектом. Религия же односторонне обрывает, оста навливает познание на его чувственной ста дии и уводит его в сторону к извращен ным, ложным выводам, которые лежат в основе религиозной догматики. Е. Яковлев, отталкиваясь от различий между эстетическим и религиозным ощу щениями, идет в исследовании дальше — к восприятию. Человек, воспринимая при родные явления, может видеть в них или действительную красоту в ее объективных проявлениях, или нечто мистическое, если установка его восприятия религиозная («все это божье творение, дающее нашей душе огромную радость»). Различия ви дятся и в представлениях, во вкусах ате иста и верующего. Если эстетические пред ставления историчны, развиваются и изме няются в процессе общественного разви тия, то религиозные представления устой чивы, их суть неизменна при перемене со циальных условий То же самое относится и ко вкусам и к идеалам Все мировые ре лигии стремятся создать вечный и неизмен ный идеал, воплощая его в образах Маго мета, Будды, Христа; этот идеал неземной, бледный, схематичный В И. Ленин в «Фи лософских тетрадях» пишет- «Религия дает человеку идеал. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный». Далее он цитирует Л Фейербаха- «П усть нашим идеалом бу дет не кастрированное, лишенное телес ности. отвлеченное существо, а — целый, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек» В книге подробно анализируются разли чия между эстетическими взглядами и рели гиозным мировоззрением, между атеисти ческим и религиозным истолкованием таких основных категорий эстетики, как прекрас ное. трагическое, комическое. Большое место автор отводит также проблемам взаимосвязи эстетического и ре лигиозного сознания на разных ступенях развития общества Он всесторонне подхо дит к синкретическому сознанию первобыт ного общества, к острой противоречивости развития эстетического и религиозного соз нания в классовых, эксплуататорских фор мациях, к предпосылкам разрешения этого противоречия в условиях социализма. Закан чивается книга критикой богословских тен денций в современной буржуазной эстетике и искусстве, где борются два непримиримых направления —фундаментализм, стоящий на сохранении старых церковных принципов, и модернизм, ратующий за приспособление к новым условиям и современным формали стическим течениям в реакционном искус стве. Но основная посылка буржуазной эстетики остается неизменной —суть ее в за висимости искусства от религии. «Романисты и драматурги существовали не всегда, в то- время как без религии человечество никог да не обходилось»,—выражает эту позицию Анри Бергсон Современная католическая церковь привлекает к себе сюрреализм, та- шизм, абстракционизм «Всякое истинно ве ликое религиозное искусство тяготеет к бо лее или менее абсолютной абстракции»,— пишет известный буржуазный искусствовед Марсель Бритон. В своей работе «Эстетическое сознание.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2