Сибирские огни № 05 - 1970
гом изумительные росписи на библейские сюжеты, исполненные с высоким мастерст вом. Сверху, будто из-под самого купола, льются, точно с неба, сладостные звуки органа, оттуда же струятся женские голо са хора. И в самом деле, вся эта красота умиротворяет вошедшего. Церковь делает большую ставку на красоту, выдавая ее силу воздействия на человека за божественное чудо. Это отно сится не только к католицизму, Возьмем русскую православную церковь с ее вечер ним колокольным звоном, со своеобразной архитектурой, пением, обрядовым действи ем. Красота в руках церковников служит им приманкой для прихожан. Однако, когда мы говорим об исполь зовании религией прекрасного, мы не дол жны иметь в виду простое, механическое соединение эстетического и религиозного сознания. Здесь дело обстоит гораздо слож нее. Обратите внимание на иконописи Анд рея Рублева, на живопись итальянского Высокого Возрождения, на хоралы И.-С. Баха, реквиемы Моцарта, Берлиоза. Верди, на мелодию «Ave Maria» Шуберта. Как по нять в их творчестве сочетание гуманизма, чистоту человеческой чувственности, высо кий полет мысли с религиозным мироощу щением и условностями? Разобраться в этом вопросе во многом помогает книга Е. Яковлева «Эстетическое сознание, ис кусство и религия»1. Надо отметить, что работы на эту тему не часто попадаются на глаза читателя. Даже искусствоведы —и те редко прика саются к таким проблемам. Объясняется эго и сложностью их, и пугающей авторов новизной. И вот за эту трудную гему взял ся ^философ, и сразу скажем, взялся со всей серьезностью и ответственностью По ставленная им задача — не только потакать имманентную несовместимость искусства и религии, но и вскрыть глубинные причины, дающие возможность в определенных усло виях использовать эстетическое в религи озных целях, выявить сложный характер отношений между эстетическим и религи озным сознанием Большое место в книге Е. Яковлева уделяется анализу отношений между искус ством и религией, отношений сложных и пршиворечивых Автор показывает, как различные виды искусства по-разному об наружиьают свое отношение к религии и как это многоббразие убедительно дока зывает общую закономерность —неприми римость искусства и религии, хотя это и не проявляется столь явно и открыто Ведь «Сикстинская мадонна» Рафаэля, иконы Андрея Рублева или изображения Будды являются не только произведениями искус ства но и иредме 1 ами религиозного обря да .Обряды отмирают, но само произведе ние продолжает жигь и доставлять людям эстетическое наслаждение. 1 Е. Г. Я ковлев. Э стетическое сознание, и с ку с ство и религия. М ., изд . « И скусс тв о » . 1969. Рассматривая светское и церковное в> изобразительном искусстве, автор приходит к верному выводу о том, что материаль ность или, как говорил Гегель, «телесность» живописи и скульптуры делают их таким» видами искусства, в которых мистически- религиозная идея с трудом находит воз можность своей реализации. Живопись и скульптура не могут принять религиозного- объяснения мира, не насилуя своей при* роды и даже в определенных случаях не уничтожая себя как искусство. Об этом красноречиво говорит официальное церков ное средневековое искусство. Например» «Ева» из собора в Бамберге — это вялое, болезненное, неприглядное существо, кото рое не в силах нести свое хилое тело е надломленным станом. Органическую несовместимость декора тивно-прикладного искусства и религи» Е. Яковлев видит в нарушении церковным» организациями гармонического единства утилитарно-практической и художественно- эстетической функции этого вида искуссгва. Происходит непомерное преувеличение его художественно-эстетической функции в со четании с ритуальным (религиозно-мисти фицированным) назначением предметов искусства. Особенно ярко эта тенденция мировых религий проявляется в создани» пышной, роскошной ритуальной одежды,, практически нецелесообразной. В области архитектуры явно проявляет ся, по совершенно правильному утвержде нию автора, тенденция использования на циональных, народных сооружений в рели гиозных целях Так, крытый греческий ры нок —базилика — превратился в византий ский храм, силуэт русской деревянной избы послужил основой для русской церковной архитектуры В замечательных памятниках зодчества Древней Руси отражается та лант, сила и красота русского народа, про являющиеся в архитектурных сооружениях, несмотря на все ухищрения служителей бога В книге справедливо отмечается, что- особенно крепко церковники цепляются за музыку Ее постоянное применение в обря дах автор объясняет тем, что. в отличие от других искусств, музыка не материали зуется в виде реальных предметов дейст вительности, ее бытие носит чисто духов ный характер, и потому этому духовному содержанию легко придать мистифициро ванный характер. Этому же способствуют субъективированность, индивидуализиро- ваниость в восприятии объективного содер жания музыкального произведения И все же внутренне в сущности своей, музыка несовместима с религиозной верой. Даже в творчестве И -С. Баха, особенно в его ора тории «Страсти по Матфею», сквозь рели гиозную паутину явно просвечивает мате риалистическая основа, главным, ведущим началом остается народность, и следбва- тельно, правда выражения. Церковь в системе религиозных ритуа лов также основательно использовала прин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2