Сибирские огни № 05 - 1970
чивый прищур рассказчика. После этого вряд ли нас удивит описание «ловли» па дающих звезд («кто как мог,—и руками, и просто шапками»). И так же просто —как о чем-то обычном — поэт доверительно скажет: Для тебя, румянясь, звезда остывает на подоконнике. А последнюю строфу, в которой поэт уверяет друга: Все равно ты меня найдешь, потому что окно мое светится,— воспринимаешь, как напоминание: окно по тому светится, что «звезда остывает на по доконнике». Прочитано стихотворение —и ты оста навливаешься, возвращаешься к нему сно ва. Уж очень теплой получилась встреча с поэтом, и не спешишь нарушить ту ат мосферу доверия, что возникла с первых же слов. Другой гранью характера поворачивает ся к нам лирический герой, когда сам себе пеняет: То не пишу, то не с тобою видимся. отвечу... Редко Дела, дела... Опять в тайге я. Лиственницы ветка меня за плеш тихо обняла Бесконечно далеко любимая, и тут уж не до шуток — веселых и беззаботных, ро жденных сильным характером и уверен ностью в доброте мира. Оттого-то так дра матически-напряженно звучит признание в любви: Но знай: куда б судьба ни увлекала — пусть обижак я тебя и злю,— кричит Сибирь огромным ртом Байкала, кричит тебе призывное — люблю-ю... Как ни различны —по настроению, по интонации —два процитированных стихот ворения. они воссоздают образ о д н о г о лирического героя, который, как все люди, в одно время может быть веселым, в дру гое —мрачным, погруженным в свои думы. И от того, что я. читатель, узнал т а к о г о человека, очень искреннего, я испытываю к нему доверие: ведь и он доверяет мне, не скрывая своих чувств и мыслей Чем дальше я иду от страницы к стра нице, тем интереснее мне этот лирический герой: я узнаю новые черты его облика, характера. Вот он любуется лесорубами, их сноров кой. их ладной статью. Даже незначащие, на первый взгляд, детали становятся зна чительными —они помогают представить неторопливый, но основательный шаг лесо рубов, их уверенную хватку. И как ни свирепствует мороз.— Но есть одна веселая забота, которую морозу не прижать,-* так поработать, чтобы заработать, себя уважить, дом свой поддержать. А в доме пахнет хлебом и грибами, полы отмыты, выскоблен порог. И во дворе над разогретой баней то встанет, то наклонится дымок. Любовно воспроизведен быт лесорубов; поэзией этого крепкого, слаженного хозяй ственного быта, поэзией труда в суровой тайге, поэзией домашнего очага овеяно все стихотворение: У жизни есть хорошие законы. Один из них да будет вечно свят, когда, светясь, мужей встречают жены и молча за труды благодарят... Приподнятость, даже торжественность интонации не смущает читателя: как же иначе сказать о людях труда, как иначе выразить свое глубокое уважение к их де лу, которое они делают просто и незамет но, без громких слов. Что ж, тот человек, которого я узнал и принял, только так, уважительно и сердечно, воспримет и ле сорубов. и их труд. Но вдруг перед читателем возникает со всем другой образ. На дорог»: ли. на заставе ли, у поляны ли, переката ли —■ почему ж вы меня оставили, то ли бросили, то ли спрятали,-* вопрошает лирический герой с какой-то иг ривой. приплясывающей интонацией Дочи тываешь стихотворение до конца, еще раз перечитываешь —и никак не можешь взять в толк: о чем речь? В самом деле, что про изошло и где. на дороге ли, на заётаве ли, или еше где-нибудь? Не очень понятно, за чем прятать человека «меж черемухой й опятами» —и как можно его там спря тать?! Впрочем, и не спрятать даже — словно выдали ветру острому, пням коряжинам, тьм» да холоду... И когда, казалось бы, все Обстоит как нельзя хуже, выясняется: Ничего, друзья, я обрадован, коль судьба велит, надо вынести... Вдруг когда нибудь про меня да вам белка выкричит сойка высвигти 1 < Оказывается эту неприятность лириче скому герою подстроили .. друзья! А он,' как ни странно, «обрадован» и на редкость покорно вздыхает: «коль судьба велит, на? до вынести...» Очень туманно всё то. что произошло с! героем. И не ясно, почему он так 'изменил ся. Нельзя поверить, что это — т о т с а мый ' герой, которого мы узнали раньше. Перелистываем страницу —й снова, го воря словами старого поэта, «ряд волшеб ных изменений милого лица». Герой прощается с зимовьем, приютив шим его на время Нужно трогаться в даль -1 нюю и трудную дорогу Ну что же —удачи нам заранее не обешано, нс' эта охота вечна — за зверем за славой за женщиной. Расходимся по домам — кто с промахом, кто спобедами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2