Сибирские огни № 05 - 1970

чивый прищур рассказчика. После этого вряд ли нас удивит описание «ловли» па­ дающих звезд («кто как мог,—и руками, и просто шапками»). И так же просто —как о чем-то обычном — поэт доверительно скажет: Для тебя, румянясь, звезда остывает на подоконнике. А последнюю строфу, в которой поэт уверяет друга: Все равно ты меня найдешь, потому что окно мое светится,— воспринимаешь, как напоминание: окно по­ тому светится, что «звезда остывает на по­ доконнике». Прочитано стихотворение —и ты оста­ навливаешься, возвращаешься к нему сно­ ва. Уж очень теплой получилась встреча с поэтом, и не спешишь нарушить ту ат­ мосферу доверия, что возникла с первых же слов. Другой гранью характера поворачивает­ ся к нам лирический герой, когда сам себе пеняет: То не пишу, то не с тобою видимся. отвечу... Редко Дела, дела... Опять в тайге я. Лиственницы ветка меня за плеш тихо обняла Бесконечно далеко любимая, и тут уж не до шуток — веселых и беззаботных, ро­ жденных сильным характером и уверен­ ностью в доброте мира. Оттого-то так дра­ матически-напряженно звучит признание в любви: Но знай: куда б судьба ни увлекала — пусть обижак я тебя и злю,— кричит Сибирь огромным ртом Байкала, кричит тебе призывное — люблю-ю... Как ни различны —по настроению, по интонации —два процитированных стихот­ ворения. они воссоздают образ о д н о г о лирического героя, который, как все люди, в одно время может быть веселым, в дру­ гое —мрачным, погруженным в свои думы. И от того, что я. читатель, узнал т а к о г о человека, очень искреннего, я испытываю к нему доверие: ведь и он доверяет мне, не скрывая своих чувств и мыслей Чем дальше я иду от страницы к стра­ нице, тем интереснее мне этот лирический герой: я узнаю новые черты его облика, характера. Вот он любуется лесорубами, их сноров­ кой. их ладной статью. Даже незначащие, на первый взгляд, детали становятся зна­ чительными —они помогают представить неторопливый, но основательный шаг лесо­ рубов, их уверенную хватку. И как ни свирепствует мороз.— Но есть одна веселая забота, которую морозу не прижать,-* так поработать, чтобы заработать, себя уважить, дом свой поддержать. А в доме пахнет хлебом и грибами, полы отмыты, выскоблен порог. И во дворе над разогретой баней то встанет, то наклонится дымок. Любовно воспроизведен быт лесорубов; поэзией этого крепкого, слаженного хозяй­ ственного быта, поэзией труда в суровой тайге, поэзией домашнего очага овеяно все стихотворение: У жизни есть хорошие законы. Один из них да будет вечно свят, когда, светясь, мужей встречают жены и молча за труды благодарят... Приподнятость, даже торжественность интонации не смущает читателя: как же иначе сказать о людях труда, как иначе выразить свое глубокое уважение к их де­ лу, которое они делают просто и незамет­ но, без громких слов. Что ж, тот человек, которого я узнал и принял, только так, уважительно и сердечно, воспримет и ле­ сорубов. и их труд. Но вдруг перед читателем возникает со­ всем другой образ. На дорог»: ли. на заставе ли, у поляны ли, переката ли —■ почему ж вы меня оставили, то ли бросили, то ли спрятали,-* вопрошает лирический герой с какой-то иг­ ривой. приплясывающей интонацией Дочи­ тываешь стихотворение до конца, еще раз перечитываешь —и никак не можешь взять в толк: о чем речь? В самом деле, что про­ изошло и где. на дороге ли, на заётаве ли, или еше где-нибудь? Не очень понятно, за­ чем прятать человека «меж черемухой й опятами» —и как можно его там спря­ тать?! Впрочем, и не спрятать даже — словно выдали ветру острому, пням коряжинам, тьм» да холоду... И когда, казалось бы, все Обстоит как нельзя хуже, выясняется: Ничего, друзья, я обрадован, коль судьба велит, надо вынести... Вдруг когда нибудь про меня да вам белка выкричит сойка высвигти 1 < Оказывается эту неприятность лириче­ скому герою подстроили .. друзья! А он,' как ни странно, «обрадован» и на редкость покорно вздыхает: «коль судьба велит, на? до вынести...» Очень туманно всё то. что произошло с! героем. И не ясно, почему он так 'изменил­ ся. Нельзя поверить, что это — т о т с а мый ' герой, которого мы узнали раньше. Перелистываем страницу —й снова, го­ воря словами старого поэта, «ряд волшеб­ ных изменений милого лица». Герой прощается с зимовьем, приютив­ шим его на время Нужно трогаться в даль -1 нюю и трудную дорогу Ну что же —удачи нам заранее не обешано, нс' эта охота вечна — за зверем за славой за женщиной. Расходимся по домам — кто с промахом, кто спобедами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2