Сибирские огни № 05 - 1970

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ К. А н т ош и н ТРИ ВЕСНЫ В современной прозе о войне важное ме­ сто занимают произведения, написанные пи­ сателями на основе собственного жизненно­ го опыта. Их авторы, участники войны, ста­ вят перед собой благородную и большую за­ дачу: воспроизвести в художественных об­ разах судьбу того поколения советских лю­ дей, которое прошло суровую школу Вели­ кой Отечественной войны. Произведения та­ кого типа можно назвать романами-испове­ дями, в отличие от другого типа повество­ вания, условно названного К. Симоновым романом-событием. Роман-исповедь дает пи­ сателю большие возможности для глубокого проникновения в нравственный мир и пси­ хологию героев. «Исповедальная» манера повествования помогает художнику сооб­ щить произведению предельную достовер­ ность и правдивость. Но широта охвата действительности, сила художественного обобщения явлений жизни и человеческих характеров в таком произведении находят­ ся, естественно, в прямой зависимости от широты и многообразия жизненных впе­ чатлений самого автора, его духовного опыта. Роман А. Чмыхало «Три весны » 1 более всего подходит именно к этому типу произ­ ведений нашей современной прозы: в его ос­ нову положены раздумья и размышления автора о пережитом, немеркнущие воспоми­ нания о днях беспокойной довоенной юно­ сти, о годах войны, проведенных во фронто­ вых окопах и вдалеке от фронта, в глубоком тылу. ...Первая весна — предвоенная весна 194! т А. Чмыхало. Три весны. Номан, Красноярск, кн. изд.. ТЯ69. года. Десятиклассники Алеша Колобов, Ко­ стя Воробьев, Илья Туманов, сын комбрига Андрея Чалкина Петя, прозванный, ребятами Петером, Сема Ротштейн, Васька Панков, девушки из той же школы Влада, Вера, То­ ня и многие другие живут в состоянии ду­ шевной приподнятости, ожидания счастья, мечты о радостном будущем. Но в мире тре­ вожно, и в сердцах ребят рождается смут­ ное ощущение близящейся грозы. г «Петер мечтал о подвиге. |Иечтал еще с, тех пор, когда узнал от отца о войне с бас­ мачами... Петеру представлялось,, что он скакал впереди эскадрона на лихом воро­ ном коне, таком же, как когда-то был у отца. Скакал по взятому штурмом городу, а люди глядели на него и ахали. Петер, на­ верное, порубил саблей целый вражеский эскадрон...» О таком же романтическом подвиге, о служении народу и революции мечтают — каждый по-своему —и другие ребята. Отечественная война явилась для каж­ дого из героев «Трех весен» главным испы­ танием на зрелость, моральную стойкость, способность к подвигу. По-разному складываются судьбы героев романа на войне. Опекаемые своим школь­ ным наставником, бывшим учителем исто­ рии, а теперь политруком Федором Ипатье- вичем Гладышевым, ребята сражаются с фашистами на Донщине, в районе реки Миус. Тяжело ранен во время наступления Сема Ротштейн. Спасая истекающего кро­ вью товарища, Петер и Васька Панков по­ падают в фашистский плен. Федор Ипатье- вич теряет руку. Погибает Илья Туманов и Васька Панков. Тяжело ранен во время боя молодой лейтенант Алексей Колобов... Образ коммуниста Федора Ипатьевича, участника гражданской, а затем Отечествен­ ной войны, человека кристально честного и принципиального, оказывающего благотвор­ ное влияние на своих подопечных,— наи­ большая творческая удача А. Чмыхало. Федор Ипатьевич —натура активная, дей­ ственная. Так, он добивается реабилитации своего давнего друга комбрига Андрея

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2