Сибирские огни № 05 - 1970
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ К. А н т ош и н ТРИ ВЕСНЫ В современной прозе о войне важное ме сто занимают произведения, написанные пи сателями на основе собственного жизненно го опыта. Их авторы, участники войны, ста вят перед собой благородную и большую за дачу: воспроизвести в художественных об разах судьбу того поколения советских лю дей, которое прошло суровую школу Вели кой Отечественной войны. Произведения та кого типа можно назвать романами-испове дями, в отличие от другого типа повество вания, условно названного К. Симоновым романом-событием. Роман-исповедь дает пи сателю большие возможности для глубокого проникновения в нравственный мир и пси хологию героев. «Исповедальная» манера повествования помогает художнику сооб щить произведению предельную достовер ность и правдивость. Но широта охвата действительности, сила художественного обобщения явлений жизни и человеческих характеров в таком произведении находят ся, естественно, в прямой зависимости от широты и многообразия жизненных впе чатлений самого автора, его духовного опыта. Роман А. Чмыхало «Три весны » 1 более всего подходит именно к этому типу произ ведений нашей современной прозы: в его ос нову положены раздумья и размышления автора о пережитом, немеркнущие воспоми нания о днях беспокойной довоенной юно сти, о годах войны, проведенных во фронто вых окопах и вдалеке от фронта, в глубоком тылу. ...Первая весна — предвоенная весна 194! т А. Чмыхало. Три весны. Номан, Красноярск, кн. изд.. ТЯ69. года. Десятиклассники Алеша Колобов, Ко стя Воробьев, Илья Туманов, сын комбрига Андрея Чалкина Петя, прозванный, ребятами Петером, Сема Ротштейн, Васька Панков, девушки из той же школы Влада, Вера, То ня и многие другие живут в состоянии ду шевной приподнятости, ожидания счастья, мечты о радостном будущем. Но в мире тре вожно, и в сердцах ребят рождается смут ное ощущение близящейся грозы. г «Петер мечтал о подвиге. |Иечтал еще с, тех пор, когда узнал от отца о войне с бас мачами... Петеру представлялось,, что он скакал впереди эскадрона на лихом воро ном коне, таком же, как когда-то был у отца. Скакал по взятому штурмом городу, а люди глядели на него и ахали. Петер, на верное, порубил саблей целый вражеский эскадрон...» О таком же романтическом подвиге, о служении народу и революции мечтают — каждый по-своему —и другие ребята. Отечественная война явилась для каж дого из героев «Трех весен» главным испы танием на зрелость, моральную стойкость, способность к подвигу. По-разному складываются судьбы героев романа на войне. Опекаемые своим школь ным наставником, бывшим учителем исто рии, а теперь политруком Федором Ипатье- вичем Гладышевым, ребята сражаются с фашистами на Донщине, в районе реки Миус. Тяжело ранен во время наступления Сема Ротштейн. Спасая истекающего кро вью товарища, Петер и Васька Панков по падают в фашистский плен. Федор Ипатье- вич теряет руку. Погибает Илья Туманов и Васька Панков. Тяжело ранен во время боя молодой лейтенант Алексей Колобов... Образ коммуниста Федора Ипатьевича, участника гражданской, а затем Отечествен ной войны, человека кристально честного и принципиального, оказывающего благотвор ное влияние на своих подопечных,— наи большая творческая удача А. Чмыхало. Федор Ипатьевич —натура активная, дей ственная. Так, он добивается реабилитации своего давнего друга комбрига Андрея
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2