Сибирские огни № 05 - 1970

вильно разгаданной стратегии и тактики противника. Конечно же, «Волоколамское шоссе» — книга не универсальная, ее замысел и идей­ но-творческая задача ограничены. Эта огра­ ниченность порой вызывает упреки. «Критика неоднократно отмечала, что фигура командира (в повести А. Бека «Во­ локоламское шоссе».— А. К.) заняла непро­ порционально большое место, в ряде случа­ ев как бы заслонила собой остальных геро­ ев. Тем самым боевой коллектив получился во многом обезличенным и обедненным...» («История русской советской литературы», т. II. изд. МГУ). Такие критические «отметки» мы найдем в этой солидной книге не однажды и по адресу не одного Бека. Мы можем узнать, что и Симонову лучше удаются образы ко­ мандиров, чем солдат и т. п. Имеют ли эти упреки основание? Как констатация каких- то особенностей названных произведений — да. Но можно ли ставить знак равенства между особенностью и недостатком? Можно ли требовать, чтобы роман о ста­ новлении психологии командира в то же время исчерпывающе раскрывал и психоло­ гию массы (да еще — через индивидуаль­ ности)? Конечно, «Война и мир» выдержала бы подобное испытание. Ну, а «Железный по­ ток»? В нем эта всесторонность не соблюде­ на. Умаляет ли это хоть сколько-нибудь эпопею Серафимовича? Не будем же созда­ вать схем. Будем при оценке произведений улавливать прежде всего то новое, что они внесли в литературу, ту часть жизни, кото­ рая оказалась художественно освоенной благодаря им, а не «бить» их гем, что оста­ лось за их пределами и что станет предме­ том новых произведений... Конечно, не обо всем «большая проза» тех лет сказала одинаково глубоко и полно. Многое будет досказано, впервые открыто или заново осмыслено позже Но чем даль­ ше отходишь, тем яснее видишь: то, что да­ ла нам литература военных лет, оказалось чудесной, неповторимой страницей нашей духовной жизни, значение которой с каж­ дым годом осознаешь все сильнее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2