Сибирские огни № 05 - 1970
жались в пустоту и, утомившись, переста вали ругаться» Лексика писателя в этой сцене подчеркнуто заземлена: «Несколько человек барахталжь в ледяной каше, вы таскивая пулемет». Без этой «низкой» лек сики невозможно было бы «вещно», зримо, достоверно передать всю сиену подвига, в том числе — и гу «соль по>-я на спине» (Твардовский), которой приходится за него платить и которая оказывалась порой нео долимой преградой для некоторых молодых прекраснодушных романтиков, готовых хоть сейчас кинуться на путемет, но только не «барахтаться в ледяной каше». А подвиг требовал и того и другою, и воспитатель ная роль литературы в годы войны состоя ла не только в формировании высоких пат риотических чувств, но и в излечении от ил люзий, в успешной психологической подго товке к подвигу, немыслимой без достовер ного воссоздания обстановки, в которой придется его совершать, и трудностей, с которыми предстоит встретиться. Преодоле ние этих трудностей и составляло путь к подвигу, порой и само превращалось в под виг. В раскрытии эюго — пафос «Команди ра дивизии», «Дней и ночей», «Волоколам ского шоссе». В последнее время повесть «Дни и ночи» как-то подзабыта нашей критикой. Ее пото ропились отнести к «пройденному этапу», а если когда и вспоминают, то обычно лишь по ассоциации с последними романами Си монова, в плане сравнительно-историческом: вот. мол, как вырос писатель вместе со вре менем, как далеко ушел от своей первой военной повести. . Спору нет, и писатель с тех пор вырос, и время шагнуло далеко впе ред. Но не надо представлять себе шаг вре мени упрощенно-прямолинейно: вперед и только вперед... и т. п. Это движение —как показывает хотя бы эволюция военной те мы — и в творчестве того же Симонова зна ло не только завоевания, но и потери... Как бы то ни было, огульное отрицание ранней повести писателя во имя его последующих вещей представляется мне решительно не справедливым. Я помню, с каким чувством читал его тогда, на фронте... Перечитал сейчас и вижу: как бы далеко мы ни шаг нули с той поры, литература тех дней — не только история, не только память. Что-то действительно перекрыто временем, о чем- то не успели — или не смогли —сказать; но то, что сказано, сказано честно, а коли так — продолжает жить не только в «сня том» (последующим творчеством) виде, но и само по себе, как полноьесное искусство. В стилевом отношении «Дни и ночи», как это не однажды отмечала критика, не сомненно, связаны с толстовской традицией изображения войны. И в самом деле, о необычном, исключительном писатель рас сказывает подчеркнуто обычными словами (настолько подчеркнуто, что это иной раз давало повод критике упрекнуть его в се рости, монотонности повествования). Одна ко если у Толстого эта нарочитая, полеми ческая сдержанность тона повествования связана прежде всего с борьбой против ложно-романтического изображения войны непременно «с музыкой и барабанным бо ем, с развевающимися знаменами и гарцую щими генералами», то эстетика симоновской повести (также направленная против лож но романтических штампов), вместе с тем, продиктована и новыми идейно-творческими задачами, связанными с новой действитель ностью. Не борьба с «исключительностью», а утверждение «исключительного» подвига как нормы, как массового поведения совет ского человека на войне характерно для Симонова. Вот начало повести: «Сталинградский берег был твердый и глинистый. Обычная, такая же, как всюду, земля — земля Ста линграда». В городе, где никого не удивля ет, что бой не прекращается по четверо су ток, идет уже даже не за дома, а за каж дый этаж, каждую лестничную клетку,— и сам подвиг Сабурова (которому приходится трижды за ночь под огнем форсировать ре ку) никого не удивит: кругом все делают или могут в любой момент быть вынужде ны сделать то же самое... Герой повес ти — Время, дни и ночи фронта во всей достоверности военього быта, а вместе с тем — во всей динамике великого перелома, происшедшего в ходе ьойны под Сталин градом. Воссоздание этой атмосферы —са мая сильная сторона повести. Однако не справедливо было бы сводить к этому все ее содержание, не замечать других важных, заложенных в ней мотивов. Как бы откро венно ни «просматривалась» в истории дружбы Сабурова и Масленникова толстов ская «завязь» (Симонов г. сам, очевидно, не стремился скрыть черт сходства Масленни кова с толстовским Петей Ростовым),— нельзя, ограничившись установлением тако го сходства и поспешив упрекнуть Симоно ва в традиционализме, ставить на этом точ ку. Нельзя забывать или умалчивать и о сдержанном, суровом и достоверном лириз ме, освещающем образ Масленникова, а че рез него — всю повесть, и о важности вопло щенного в сочетании этих образов мотива требовательного фронтового братства, един ства товарищей по оружию и по цели — важного-мотива для нашей литературы в целом, ибо именно здесь — по контрасту с многими произведениями западноевропей ской литературы —отчетливо просматрива лись гуманистические ист.оки нашей победы. Одна из линий повесI и воспринимается сегодня, быть может, еще острее, чем в год, когда она писалась Речь идет о столкнове нии Сабурова с командиром толка Бабчен ко. Образ этого смелого, но тяжелого, угрю мого, не доверяющего людям человека, по чьей вине в бессмысленной, заранее обречен ной атаке гибнут люди,—эта гибель не иску пается и его собственной смертью,— как бы первая заявка на тему, к которой Симонов вернется позднее в «Солдатами не рождают ся», в образах Барабанова и Бапока. Цена победы и цена человеческой жизни на вой не — вопрос, который потому и волнует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2