Сибирские огни № 05 - 1970
чтобы мы работали на вас? Ну, что ж, по лучите «работу» и пеняйте на себя! От «нас это не касается» до «лучше видеть родной завод трупом, чем рабом!» — таков путь нравственных исканий старого Тараса Яценко. Этот путь Тарас проходит не в одиночку. Многое дает ему встреча с сыном, комму- нистом-подполыциком Степаном Яценко; многое извлекает из нее и Степан. В кри тике нашей, на мой взгляд, как-то не обра щалось достаточного внимания на то об стоятельство, что в сцене этой встречи (бе седа отца с сыном, последующие раздумья Степана), в сущности, заложены многие из тех мотивов, которые в те же годы волно вали А. Фадеева и были несколько позднее развернуты им в «.Молодой гвардии», в истории ошибок Матвея Шульги и их осмысления в последней, предсмертной бе седе с Валько Эго, прежде всего, тема взаимоотношений партии и народа, доверия к людям. Бродя по дорогам области в усло виях, когда высокая должность секретаря обкома не ограждает его от неожиданно стей, а, напротив, все время ставит под удар, Степан Яценко по-новому осмыслива ет диалектику взаимоотношений партии и народа, учится у масс тому, на что в обыч ное, мирное время, может быть, не обратил бы внимания. Именно это позволяет ему и в условиях немецко-фашистской оккупации чувствовать себя подлинным властелином нашей земли, ступать по ней хозяином. С другой стороны, и Тарас Яценко по лучил из беседы со Степаном надежный «компас», линию поведения, чувствует себя теперь не пленным, а непокоренным. И при встрече с другим сыном, Андреем, временно растерявшимся, не знающим, как жить дальше, Тарас уже выступает как учитель жизни, посылает его — как ни больно отры вать от себя сына — на борьбу с фашиста ми, борьбу, в которой он или погибнет по- человечески или останется жить как человек. Критика не однажды обращала внимание на символичность фигур отца и сыновей Яиенко, как бы типизирующих в себе пути и судьбы народа в оккупации, и в то же время на прямую перекличку образной си стемы повести, расстановки центральных персонажей с гоголевским «Тарасом Буль бой» (перекличка эта сознательно подчерк нута не только сходством характеров и сюжетных функций персонажей, но и сход ством имен). Еще явственней эта переклич ка чувствуется в стилистике повести. « —Драки просим! Драки! — нетерпели во закричали новички. Их будоражил вид и запах победного поля, и их кровь зажи галась пламенем победы. — Будет вам драка!—усмехнувшись, сказал командир». Чем вызвана такая стилистическая ори ентация, какова ее цель? На этот вопрос верно отвечает исследователь литературы военных лет В. Пискунов: «Если Гоголю приходилось обращаться к патриархальной старине, чтобы находить там цельные нату ры, могучие характеры, служащие приме ром и упреком людям с Невского проспек та, то советский писатель получил возмож ность в самой жизни открыть «неразорен- ные души», которых почему-то принято- называть простыми, хотя они способны на великое» («Живая память поколений»,, стр 67). При всей важности этого идейно-стилево го начала в литературе Отечественной войны не меньшую роль играло и другое течение —то, которое ярко проявилось в «Днях и ночах», «Командире дивизии», «Во локоламском шоссе» и г. д. Для произведе ний этого плана характерен отказ от пря мого авторского вмешательства, сдержан ность интонации; взволнованная исповедь (или проповедь) решительно уступает в них место объективированному показу, кон кретности деталей, фактической достовер ности. Пользуясь аналогиями из русской классики, можно условно сказать, что в произведениях этого рода преобладает не гоголевское, а толстовское начало, не ро мантическая проповедь, а реалистическое ис следование жизни в ее «обыденных» прояв лениях, обыденных, разумеется, лишь в той степени, в какой этот термин может быть вообще отнесен к будням фронта, его дням и ночам. Художников здесь интересует подвиг в его, если можно так выразиться, ежедневном, «чернорабочем» проявлении, в «контексте» фронтовой жизни, такой — по меркам мирного времени — исключительной, небудничной и, однако, успевшей уже стать буднями за долгие годы войны. Подвиг на войне состоял не только в форсировании Днепра или Шпрее,—приходилось форси ровать и обычное «непоэтичное» болото, че рез него тоже лежал путь к Берлину. Сце ну эту можно было написать по-разному. В художественной системе произведений,, подобных «Радуге», прозе и сценариям Дов женко, позднее — «Знаменосцам», «Челове ку и оружию» и т. п., с их решительным упором на передачу непосредственно ре зультатов переживания — мыслей, чувств, а не конкретной, объективной обстановки, с их установкой на приоритет выражения пе ред изображением, переживания перед, знанием —подобная сцена была бы, оче видно, решена в традициях, заставляю щих вспомнить бессмертный образ Данко, с его таким возвышенно-романтичным и таким откровенно-условным, решительно «отталки вающимся» от бытового правдоподобия дея нием. Г. Березко идет иным путем, его изоб ражение заставляет вспомнить прежде все го не легенду о Данко, а тщательно выпи санную, конкретизированную до бытовых мелочей (увязшая лошадь Мечика и т. п.) сцену форсирования болота в «Разгроме». Г. Березко «не стеспяется» рассказать о том, как бойцы один за другим провалива лись в трясину,— естественно, они при этом не кричали «сильнее грома», а «ругались вполголоса и ползли дальше, снова погру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2