Сибирские огни № 05 - 1970
быть написан ни как лирическое стихотво рение, ни как боевой эпизод, он должен был строиться не на одних чувствах,— на фак тах. Вспомним, что и «Разгром» и «Опти мистическая трагедия» писались намного позже победы, когда действительность — пользуясь словами Ленина о «Деле Арта моновых» — «дала конец»... 1942-й год дал если не конец, то перс пективу, освещение. Сама жизнь подтверди ла: наш строй, наша философия выдержа ли тяжелейшее испытание. И хотя до побе ды было еще далеко, хотя враг стоял у стен Ленинграда и у берегов Волги,— год жизни народа на войне давал уже художникам достойный материал для раздумий и обоб щений в образах. Насколько важны тогда были эти раздумья и обобщения, насколько жадно ждал их читатель, сражавшийся от Черного до Баренцева моря или ковавший победу на далеком Урале и вместе с рома нистом стремившийся осмыслить Время и себя в нем,— свидетельствует тот факт, что многие произведения «большой прозы», прежде чем выйти отдельными изданиями, печатались — из номера в номер — на стра ницах центральных газет. Когда сегодня перечитываешь — одно за другим —эти произведения, бросается в гла за особенность, на которую в годы их появ ления едва ли обращалось достаточное вни мание. Речь идет о том, что при общности материала, при единстве основных идейных позиций, целей, пафоса литература тех лет,— в частности романистика,— была, как правило, совершенно свободна от самопо- вторений. Каждый значительный художник каждым новым произведением стремился сказать еще о чем-то важном, но до сих пор не исследованном художественно, пы тался раскрыть дополнительно еще какую- то новую сторону в поведении и нравствен ном облике народа на войне. Это станет особенно заметно, если мы сравним не сколько романов и повестей, написанных в те годы: «Народ бессмертен», «Радуга», «Дни и ночи», «Волоколамское шоссе» и др. «Пусть не будет слова величавей и свя тей, чем слово «народ»!» — в такой прямой, обнаженной формулировке выражен пафос повести В. Гроссмана «Народ бессмертен» (1942). Подобная обнаженность идеи (еще ярче, впрочем, проявившаяся в самом за главии повести), «открытость» высоких слов не характерны для «обычного» Гроссмана, тяготевшего к спокойно-повествовательной «толстовской» манере письма (например, в «Степане Кольчугине»). В новой повести эта' манера неожиданно, но очень органич но сочеталась со стилевыми традициями воз вышенного героического эпоса, идущими от фольклора, «Тараса Бульбы» и т. п. (вспом ним хотя бы сцену единоборства старши ны Игнатова с немецким танкистом —реа листическую и в то же время символиче скую); взволнованная авторская речь по стоянно вторгалась в повествование, «со провождая» поступки и судьбы героев то .здравицей, то негодованием, то реквиемом, придавая ему неприкрыто лирический ха рактер, эмоциональную взволнованность. Сердечная открытость, с такой силой про явившаяся в лирике Отечественной войны, оказывала свое влияние и на прозу, отнюдь не «снимая», не отменяя этим ее исследо вательского реалистического характера. Последнее необходимо подчеркнуть, ибо некоторые исследователи,— справедливо указывая, что преобладающий стилевой ключ повести Гроссмана, как и многих про изведений той поры, обобщенно романти ческий, что повесть строится на прямых контрастах, без полутонов 1 «по одну сторо ну — мы, по другую —они»1,— ставят на этом точку, вольно или невольно закрепля ют повесть целиком за романтическим тече нием, отказывая ей в реалистическом ис следовании диалектики души героев и са мого народа на войне. А это уже и неверно, и несправедливо по отношению к повести, сила которой как раз в неповторимом спла ве лирико-романтического начала с эпичес кой конкретностью и объективностью. В толкование, подобное изложенному выше, «уложится», конечно, многое в повести, многое — но не во-. Мотив бессмертия и непобедимости народа в ею единстве с пар тией выражен в ней не только лирико-ро мантическими средствами, не только в пря мых авторских отступлениях, в символичес ких сценах поединка Игнатова с фашистом или выхода из окружения поддерживающих друг друга политработника Богарева и старшины Игнатова. Он вытекает и из ло гики объективного реалистического повест вования с точно «прописанным» бытом вой ны — от военсоветз до окопа, с ее тяжелы ми и совсем не символическими, а вполне конкретными и очень горестными потерями, с е е— вопреки оптировавшемуся выше мне нию критика —далеко не всегда прямыми контрастами. Видя в повести только одни эти прямые контрасты, только размежева ние на «нас» и «их», нетрудно проглядеть еще одно — и крайне важное! — звено ее проблематики, связанное как раз с движе нием, развитием характеров. Непримири мый поединок двух обществ, двух идеоло гических систем в их военном выражении развертывается в повести не только на уровне солдатской рукопашной (на симво лический характер этой сцены обращали внимание, кажется, едва ли не все, писав шие о повести), но и как столкновение двух военных доктрин, производных от доктрин общественных. Гроссман не оглуп ляет врага и не идеализирует «своего». Командир фашистского полка умен, смел, образован в военном отношении, чтобы раз бить его на поле боя, надо сначала побе дить его, так сказать, хысл^нно, «переиг рать» его в планировании боя. Командиру нашего полка Мерцалову, хоть он и Герой Советского Союза, и имеет опыт боев в 1 См., напр : В Пискунов «Написано войной». В сборнике «Живая память поколений». М., «Худ. лит.». 1965, стр. 50.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2