Сибирские огни № 05 - 1970
о связи времен; угадывавших, что в борьбе за Советскую Россию с немецким фашиз мом сольются начала национальное и клас совое и что борьба за советский строй будет одновременно борьбой за самое существо вание России, за «русскую речь, великое русское слово» (А. Ахматова). Следует сказать и о пламенной антифа шистской направленности нашей предвоен ной литературы, научившейся ненавидеть фашизм еше в зародыше, в его социальных, мещанско-собственнических корнях, во влас ти желтого дьявола, одурманивающего без думную толпу (Горький). Наша литерату ра безошибочно увидела в фашизме анти под всему, чем мы жили и за что боро лись: дружбе народов, равенству без обез лички, мысли, а не слепому повиновению. Наши писатели судили о фашизме не по наслышке, не только по произведениям Л. Фейхтвангера, Б. Брехта, Фридриха Вольфа, Вилли Бределя, И. Бехера и др. (хотя наша литература многое и почерпну ла у антифашистской литературы Запада). Антифашизм был бы немыслим без интер национальной солидарности; подвиги совет ских людей в Испании, как бы осуществив шие много лет спустя мечты парнишки из светловской «Гренады», включали в себя не только героизм наших летчиков и танкистов, Малиновского и Родимцева, но и мужество Матэ Залки — генерала Лукача, героев «Испанского дневника» Кольцова; с земли Испании «Парень из нашего городу» при дет в пьесу и стихи Симонова, чтобы на том же танке промчаться через пару лет по фронтам Великой Отечесгеенной... Необходимо сказать еще об одном об стоятельстве. В недавнее время много и с понятной горечью говорилось о вреде ил люзорного, облегченного изображения вой ны. О том, чего стоили такие иллюзии, ка кой большой кровью оплачивались декла рации о крови малой, к каким жертвам и человеческим трагедиям эго приводило. Но, заслуженно осуждая произведения шапкозакидагельские, нельзя забывать о по ложительном опыте нашей довоенной лите ратуры в ее борьбе с фашизмом. Нельзя Забывать ни публицистики Горького, ни пре дупреждения Маяковского: Когда пред тобою встают фашисты — Обезоруженным не окажись ты. Нельзя забывать написанных еще в 35-м году зорких строк Тихонова—о липкой ре зине противогаза, обтянувшей голову Евро пы. Перечитывая сегодняшними — да и не только сегодняшними — глазами испанские стихи Симонова, легко заметить рассудоч ную декларативное!ь «Рассказа о спрятан ном оружии» или ьаивную риторику «Глот ка воды» («Я умираю, но— ура: водопро водчики бастуют»). Но нельзя забывать благородного пафоса интернационализма, который, раз проявившись в этих стихах Симонова, останется его постоянной темой я чувством, бросит его вслед за героями на Халхин-Гол. в Монголию, откуда он при везет уже стихи отнюдь не книжные, а реа листически точные. Критикуя не выдержав шие проверки временем шихи Суркова, нельзя вместе с ним выплескивать и такое, на опыте финской войны сложившееся сти хотворение’ Сдвинута набок литая каска на ,ближнем соседе. Невозмутимо спокойна эта большая спина. Он не торопится —знает: враз не прорваться к победе. Вытерпеть, выдюжить надо. Тяжко? На то и война. Стихотворение это не сразу оценено бы- ло по достоинству: между опытом его авто ра и опытом большинства читателей лежал тогда рубеж войны,—Москва еще пела «Любимый город может спать спокойно»... Началась Большая война — и суровые стро ки поэта были прочитаны и оценены по- иному. Но, конечно, самый главный «исток» — жизнь советского народа в годы войны. Жизнь, пройденная советскими писателями в едином строю с народом и вызвавшая ли тературу великого подви! а. * Человек и народ на дорогах истории Если вспомнить известный взгляд на ро ман как на «отражение истории в человеке, случайно оказавшемся на ее дороге», то можно сказать с уверенностью: никогда еше, ни на одной войне в истории, действия людей, ее участников, не носили такого сознательного, неслучайного характера, ни когда еще человек, оказавшийся на воен ной дороге истории, не влиял на нее, в свою очередь, так активно и целенаправ ленно, переламывая ее ход, как наши, со- ветские люди в Великую Отечественную вой ну. Этот перелом удалось осуществить именно благсдаря тому, что случайные — в конкретных деталях —судьбы, поступки, действия миллионов отдельных советских людей на войне,— взятые вместе, воедино, с удивительной последовательностью повер тывались, употребляя горьковское выраже ние, «точно стрелка компаса, в сторону интересов трудового народа». Думается, есть своя закономерность в том, что первые крупные эпические вещи о войне, «фокусирующие» Время уже не в эпизоде, а в широкой картине (как и пер вые значительные драматические произведе ния о войне: «Фронт», «Нашествие», «Рус ские люди»), появляются, начиная с 1942 года. 1941 год был годом испытания всех на ших — в том числе, н духовных — ценнос тей. Народ непоколебимо верил в победу, и эта вера воплотилась в ярких образах лирики и публицистики Однако эпическое искусство слишком конкретно, чтобы в нем возможно было успешно противопоставлять веру —знанию. А ход событий тогда, в первый период войны, складывался не в на шу пользу, и искусство большой прозы, дающее жизнь в глубокой перспективе, не могло с этим не считаться; роман не мог
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2