Сибирские огни № 05 - 1970

положный берег которой едва виден ;на го­ ризонте! Но, наверное, нет никаких преград для жителей этой страны. Всадники поговори­ ли немного на незнакомом языке, подожда­ ли, пока подтянутся пешие и вдруг, раз­ бившись попарно (около каждого всадника один пехотинец), взмахнули плетками и смело бросились в воду. Лошади, очевидно, привычные к преодолению рек, поплыли к противоположному берегу. Пешие воины плыли рядом с лошадьми, держась за хво­ сты. Вскоре отряд скрылся за водной гладью и расстаял в голубой дымке, как мираж. Может быть, воинов вовсе и не было, а им, айнам, уставшим от бесчисленных взмахов весел, только показалось, что они видели людей? Но нет, вот они, следы, оставленные на влажном песке копытами лошадей и кожаными, с загнутыми носами сапогами пехотинцев. Нет, не может быть эта страна большой реки спокойным пристанищем для восстав­ ших айнов. Лесная страна, далекая от мор­ ских берегов, живет своими волнениями. Она тоже не свободна от невзгод, по ее земле где-то течет кровь, на ней живут сильные и слабые, свободные и обиженные. Абе но Иоритоки пришел к выводу, что напрасно он ищет спокойные места на ма­ терике. Таких мест на земле, наверное, нет. Князь принимает решение отпоавиться в обратный путь и вернуться на объятую войной родину. Через некоторое время вождь Абе но Иоритоки гибнет в сражении. Император­ ские войска жестоко подавляют зосстание. Однако историки древности сохраняют рас­ сказ о посещении вождем загадочной ма­ териковой страны, где протекает большая река. Среди двадцати воинов, сопровождавших князя в путешествии в заморские края, на­ ходился его сын. После разгрома восстания он ушел в монастырь и стал буддийским монахом. Ему дали имя —Цзунжень. На всю жизнь запомнил монах поездку в амур­ скую страну. Он любил, сидя в железной клетке, куда его заточили, живописать об­ стоятельства путешествия и, если находи­ лись новые собеседники, то вновь и вновь неустанно рассказывал о плавании по мо­ рю и реке, о встрече с воинами-гуземцами и их смелой переправе через широкую и полноводную реку. Наше путешествие в страну «восточных иноземцев» подошло к концу. Еспи я был для читателя не очень хорошим «провод­ ником», прошу не сетовать: невелик пока объем сведений, наука только еще начина­ ет «раскопки». Но даже и эти скудные дан­ ные позволяют увидеть все своеобразие, всю самобытность жизненного уклада древ­ них народов Дальнего Востока —прямых предков многих национальных меньшинств, входящих в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Рес­ публики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2