Сибирские огни № 05 - 1970
ло предавалось земле. Люди были уверены, что теперь погибший возродится на земле в облике медведя или тигра. Там же, на Дальнем Востоке, жили еще одни соседи мохэ — народ «твердого харак тера», который звался 'цихэйми. По богат ству и разнообразию украшений, нашитых и привешанных к одежде, их невозможно сравнивать с простоватыми гилэми. На шее цихэйми носили золотые, серебряные и кос тяные кольца, а грудь украшалась мелки ми пластинками, по виду напоминающими пластины лат. Они нашивались не на прос тую холщовую одежду, а на шелк, из кото рого кроилось платье цихэйми. Но и это было еще не все: к поясам подвешивались кожаные ремешки, спускающиеся до ног, металлические пластинки и камешки. Ког да цихэйми, одетый в подобный парадный костюм, двигался по поселку, на него нель зя было не обратить внимания — пластин ки и камешки, ударяясь друг о друга, из давали приятный мелодичный звон. Не менее привлекательны прическа и головной убор цихэйми. Волосы они укла дывали узлом, а шапку расшивали крас ными узорами и украшали раковинками, добытыми в море (отсюда можно сделать заключение, что они жили на берегу Япон ского моря, где-то южнее устья Амура) . Ли ца цихэйми покрывались татуировкой. Мож но представить, как впечатляющ и красо чен был их вид. Так же, как мохэ, они в холодное время года жили в землянках, когда же наступа ли теплые дни, то выбирались «на волю». В отличие от гилэми, цихэйми своих умер ших сородичей помещали в гробы, однако это не значит, что покойников предавали земле: гроб подвешивали высоко над зем лей на деревьях. На север от цихэйми расселился народ, названия которого путешественники не зна ли. их называли «дикари северных гор», а то и просто «дикари». Народ и страна эта удивительны: там нет привычных на юге лошадей, коров и овец, но зато «дика ри» владеют оленями, которые здесь явля ются домашними животными. Они дают «дикарям» мясо и шкуры, / служат также средством передвижения. Однако главной достопримечательностью страны «дикарей» является то, что «произ водит морская вода»: туземцы вылавлива ют в студеном море «морских ослов» (тю леней), морских коров, морских котов, дельфинов и китов. Все эти обитатели моря идут в пищу, шкуры употребляются для пошива одежды и на сооружение домов, а кости, ласты и усы — на разнообразные поделки. В стране Мохэ знали об удивительном волосатом народе Дальнего Востока — куи или айнах. Айны носили зимой шубы, сши тые из медвежьих шкур, а летом одева лись в узорчатые цветастые ткани. Погребальные обычаи их не походят ни на один из известных у «восточных инозем цев», а уж на что они в этом отношении разнообразны. В отличие от гилэми они не расстаются даже с умершими родителями, а не то что с заболевшими. У покойника извлекаются все внутренности, а тело вы ставляется на солнце и высушивается. Род ственники усопшего не оставляют его в течение трех лет и проживают «поблизости от места, где хранится мумия. Ее постоян но посещают, приносят питье, а также со вершают жертвоприношения. Только по про шествии трех лет сородичи имеют право по кинуть умершего и переселиться в другое место». Неизвестно, бывали или нет мохэ в краю айнов, но доподлинно известно, что в стране мохэ, однажды оказался «князь ай- носский». Его корабль появился далеко на западе от устья Амура, где-то там, где сейчас располагается Хабаровск. Много дневное изнурительное путешествие было вызвано необходимостью найти спокойное пристанище. Вождь возглавил на Хоккайдо восстание против японского императора, но борьба складывалась не в его пользу, нужно было готовиться к возможному от ступлению. На родной земле острова Хок кайдо укрыться невозможно, единственный путь к спасению — переплыть бурное море и поискать мирные места на бескрайних землях континента. Так и сделал «князь айносский». Он удачно переплыл море и попал в устье ог ромной реки, текущей с запада. После со вета со спутниками, князь решил подняться вверх по реке, которая могла быть только Амуром, ибо напротив Японии в море боль ше никакая большая река не впадает. Древние японские летописи сохранили имя храброго «князя айносского», который рискнул совершить плавание по могучей реке в неведомые земли к незнакомым на родам. Его звали Абе но Иоритоки. Около месяца плыли айны по Амуру и, удивительное дело, им не попадалась ни одна живая душа. Кажется, страна пустын на и безлюдна. Но однажды путники услы шали на берегу отдаленный шум, напоми нающий рокот волн, и людские голоса. Князь приказал путникам понадежнее спрятаться в кусты и тайком посмотреть из укрытия, кто же они, хозяева этой земли. Через некоторое время на берегу Амура показались люди. Нет, это не были мирные хлебопашцы, охотники или рыболовы. На открытое пространство выехали воины на лошадях. Между Колоннами конницы, вооруженной луками и поблескивающими на солнце копьями, деловито шагали пешие воины, одетые в панцири. Отряд, очевидно, намеревался вскоре иступить в сражение, поэтому лица воинов были расписаны крас ной краской. Стоит ли удивляться тому, что айны не вышли из укрытия, а, затаившись, продол жали наблюдать, выжидая, что будет дальше. Только бы воины не заметили их и прошли мимо. Не намереваются же они переплыть эту многоводную реку, противо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2