Сибирские огни № 05 - 1970
на Амур чжурчженьекого военачальника Ишиха. Как же выглядит, судя по этим первым сведениям. Нижнеамурская земля? Она кажется суровой даже по сравнению со страной сушень. Здесь живут гилэми или цзилеми (гиляки). Они не знают, что значит выращивать хлеб, как делать полот но и шелк. Для пропитания ловят в Амуре рыбу. Это их основная еда. Из животных разводят только собак, мясо которых тоже употребляют в пищу. Одежду шьют из шкур собак и кожицы рыбы. Живут в до мах, построенных из травы. Если нужно куда-то поехать, в качестве средства перед вижения употребляют все тех же собак. Внешний облик гилэми произвел на древ него путешественника не особенно отрадное впечатление. Они не расчесывают волос и не моют голову. Если нужно все же сде лать прическу, то волосы укладываются «прямыми трубками». Кажется, мужчины гилэми больше любят украшения, чем жен щины. Во всяком случае, источник сохра нил упоминание только о мужских укра шениях. К ушам они подвешивают жемчуг, а на шею надевают железные гривны. Это не значит, однако, что даже такие простые украшения имеет каждый гилэми. Их носят только люди «богатые». Есть у человека жемчуг и железный обруч —значит, он бо гат; если украшений нет, значит, он беден. Так что жемчуг и железо, надетые на шею, являются своего рода «визитной карточ кой» рыболова. Она рассказывает о том, какое место занимает владелец в родовом коллективе. Поскольку гилэми не моются, то от тела распространяется нестерпимый запах. Он особенно зловещ еще и потому, что гилэми, к удивлению, умываются не водой, в ко торой их страна не испытывает недостат ка, а мочой! Однако самое, может быть, поразитель ное в жизни гилэми —брачные отношения и погребальные обычаи. Если кто-то берет в жены старшую из группы сестер, то од новременно в супруги к нему переходят все остальные сестры. Многоженство можно объяснить не только освященными тради цией правилами, но также тем простым об стоятельством, что в стране гилэми много женщин, но мало мужчин. Поэтому, возмож но, рождение мальчика было всегда осо бенно радостным событием в семействе гилэми. Роды не могли совершаться в поселке. Роженица, по обычаю, удалялась от жи лищ на расстояние нескольких километров и, пока не родится ребенок, должна была жить в построенном специально для нее шалаше. После этого, как сообщает лето пись, родители новорожденного мальчика тин >ми тут же устраивали для него помолв ку При этом в будущие жены младенцу мог ла попасть какая угодно по возрасту жен щина На последнее обстоятельство не обра щалось никакого внимания. Следующий этап женитьбы наступал, когда малышу ис полнялось 10 лет. Его в это время женили на давно помолвленной с ним жен щине Помимо главной жены мужчина мог иметь друшх. У многих количество их до стигало десяти! Женщин гилэми было настолько много, что считалось благом, когда чужестранцы брали их в жены. Гилэми в таких случаях преподносили пришельцам подарки. Между родителями и детьми нет каких- либо проявлений чувства любви. Не уди вительно поэтому, что когда отец или мать заболевают, то им уже не позволяют жить среди здоровых членов родовою коллекти ва. Больным в отдалении строят домик, куда их и переселяют (по-видимому, гилэ- мк считали, что в больных вселяется злой дух и, опасаясь контактов с ним, удаляли за пределы поселка его носителя). В от дельной хижине родители живут до тех пор, пока их не постигнет смерть. Умершим от старости мужчинам и жен щинам вспарывались животы, а затем тру пы сжигались на погребальных кострах. Оставшийся после сожжения прах собира ли и помещали в специальное дерево, ко торое заблаговременно высаживалось в землю. Все это может показаться и страшным и странным. Однако, если спокойно рассу дить, то окажется, что подобные, вызывав шие удивление путешественников обычаи на ходили простое объяснение. Живот вспары вался, по-видимому, потому, что родичи умершего старались облегчить выход из мертвого тела вечно живого духа. Останки помещались в дупло дерева тоже неслучай но— это, вероятно, вечное дерево жизни, по которому в потусторонний мир должна забраться осиротевшая душа Если она най дет туда дорогу, то вновь к жизни возвра тится человек. У гилэми особое отношение к тем, кто погибает не своей смертью, а в результа те несчастного случая. Так, если кто-то из рыболовов утонет в реке, то тело его не предают огню, но совершают с ним не менее сложную процедуру. Погибшего кла дут на землю и начинают колоть острога ми, предназначенными для охоты на круп ную рыбу или тюленя. После мнимого «умерщвления» трупа его заворачивают в шкуру тюленя и предают земле. Когда гилэ ми спросили, почему они так поступают, чего хотят своими действиями добиться, то рыболовы объяснили, что делают они так для того, чтобы ушедший из мира людей возродился, но уже не человеком, а тю ленем. Вот, оказывается, почему утоплен ника кололи острогой и заворачивали, преж де чем предать земле, в тюленью шкуру. Иначе поступали с теми, кто при охоте в тайге погибал от разъяренных медведя или тигра. Умершего в борьбе с ними раз девали донага и ставили в такую позу, что он напоминал хищника, который задрал его. После этого те, кто руководил погребаль ным обрядом (очевидно, шаманы), застав ляли охотников племени стрелять в погиб шего из луков. Изрешеченное стрелами те
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2