Сибирские огни № 05 - 1970
тых в землю домах они отсиживаются во время лютых зимних холодов. Когда же наступает весна, мохэ оставляют поселок, переезжая с табунами с места на место и подыскивая наиболее благоприятные паст бища с хорошей травой и водопоем. Они вернутся в свой поселок, когда на землю повалятся хлопья снега. Однако это не значит, что мохэ явля ются кочевниками вроде степных дидэгуань. По-видимому, деревни покидают далеко не все жители, потому что ее обитатели не только скотоводы, но также хорошие зем ледельцы. В лесистой стране не так 'просто освободить для пашни клочок земли и, ес ли уж на это затрачены силы, то расчи щенные от леса и кустарников поля нель зя бросать с легким сердцем, как оставля ются пастухами вытоптанные пастбища. Можно поэтому предположить, что недале ко от зимних резиденций племен, располо женных в наиболее удачных местах стра ны, находились поля, засеянные просом, пше ницей и рисом. Земля вспахивалась сохой, которую волочили обычно две лошади. Земледелие давало мохэ иную пищу, чем скотоводство. Из пшеницы, после расти рания ее на каменных ручных мельницах, женщины приготовляли лепешки, а из пше на и риса варилась каша. Рис, помимо того, использовался Для приготовления вод ки— непременного и любимого угощения гостей и основного веселящего напитка на общеродовых и племенных празднествах. Третьей важной отраслью хозяйства мохэ после скотоводства и хлебопашества были охота и рыболовство, причем, первая зани мала настолько важное место, что лето писец счел необходимым отметить. «Более занимаются звероловством». На охоте упот ребляются луки, мощь которых мохэ научи лись увеличивать с помощью наклеиваемых на дерево роговых пластинок. Убойная си ла пущенных подобными луками стрел уве личивалась во много раз. Если к этому до бавить, что мастерство владения луком у мохэ было, очевидно, нисколько не ниже, чем у сушеней, то можно представить, ка кой ужас на врагов наводила лавина кон ницы «восточных иноземцев», выбрасываю щая впереди себя тучи разящих насмерть стрел. Увеличение мощи луков не заставило мохэ забыть секрет приготовления знамени тых ядов для наконечников стрел —наибо лее коварного изобретения сушеней. Как сообщается в летописи, во время седьмой или восьмой луны варили яд. Полученной жидкостью смызывали железные, а в самых восточных районах страны, в Приморье, по- прежнему каменные наконечники стрел. В мирное время неотразимое по силе оружие употреблялось на охоте «для стреляния птиц и зверей». Намазанными ядом стре лами не обязательно было поражать жи вотное насмерть. Достаточно было легко ранить его, чтобы оно «немедленно умерло». В военное время те же стрелы летели во врагов, сея среди них ужас и смерть. Мохэсцы охотились на оленей, соболей, белок и медведей. В японских летописях содержатся сведения, из которых можно сделать заключение, что мохэ не убивали молодых медведей, а ловили, приводили в поселок и выкармливали (по-видимому, для ритуальных целей, связанных с «празд ником медведя»). Это празднество до не давнего времени было широко распростра нено среди народов населяющих берега Амура. О том, что медведь, так же как и кабан, играл особую роль в представле ниях мохэ, свидетельствуют популярные среди них ожерелья, составленные из клы ков этих животных. Погребальные обычаи мохэ сохранились почти в том же виде, в каком они опи сывались у сушеней. Если человек умирал в теплое время года, то на родовом клад бище для него вырывалась могильная яма. Покойник не помещался в деревянный или каменный гроб, а его просто клали на дно могилы, помещали около него сосуды о жертвенной пищей и личные вещи, а за тем забрасывали землей. Хозяина сопро вождал в потусторонний мир его верный друг — верховой конь. Лошадь убивали на могиле и тоже закапывали в землю. Над могильным холмом сооружался деревянный домик, в котором совершались молитвы и жертвоприношения. Среди мохэ выделялось несколько поко лений или родо-племенных образований, за селявших Дальний Восток от «Длинных белых гор» на границе с Кореей и Китаем на юге до бассейна Амура на севере, от Великого моря на востоке до степных рай онов Маньчжурии на западе. Каждое из «поколений» управлялось своими вождями, но в то же время над всей страной мохэ господствовал верховный правитель, кото рого называли Великим Мофо-маньду. Труд но сказать, насколько была сильна и непре рекаема его власть над остальными вож дями, но среди соседних государств он еди нодушно считался «сильным владетелем». Ошибочно думать, что мохэ расселялись по всей долине Амура от Хингана до Та тарского пролива. Соседи их известны по предшествующим рассказам. Это — гаоли, фуюй, воцзюй и восточные вэй. На западе мохэ граничили с киданями и шивэйцамн. Осталось, таким образом, узнать, кого они встречали на восточных окраинах своих зе мель. К сожалению, нижнеамурская область, отдаленная и неприступная, долгое время оставалась почти полностью неизвестной. В письменных источниках времени господ ства на Дальнем Востоке мохэ представ ления о тех краях весьма туманные. Среди людей ученых ходили рассказы, что на да леком северо-востоке, по берегам рек и в горных долинах, живут некие «ежени», «дикие люди». Но кто они и чем занима ются, никто ничего определенного не мог сказать. Сведения о нижнеамурских племенах начинают собираться только в первой по ловине XV века, очевидно, во время похода
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2