Сибирские огни № 05 - 1970

тых в землю домах они отсиживаются во время лютых зимних холодов. Когда же наступает весна, мохэ оставляют поселок, переезжая с табунами с места на место и подыскивая наиболее благоприятные паст­ бища с хорошей травой и водопоем. Они вернутся в свой поселок, когда на землю повалятся хлопья снега. Однако это не значит, что мохэ явля­ ются кочевниками вроде степных дидэгуань. По-видимому, деревни покидают далеко не все жители, потому что ее обитатели не только скотоводы, но также хорошие зем­ ледельцы. В лесистой стране не так 'просто освободить для пашни клочок земли и, ес­ ли уж на это затрачены силы, то расчи­ щенные от леса и кустарников поля нель­ зя бросать с легким сердцем, как оставля­ ются пастухами вытоптанные пастбища. Можно поэтому предположить, что недале­ ко от зимних резиденций племен, располо­ женных в наиболее удачных местах стра­ ны, находились поля, засеянные просом, пше­ ницей и рисом. Земля вспахивалась сохой, которую волочили обычно две лошади. Земледелие давало мохэ иную пищу, чем скотоводство. Из пшеницы, после расти­ рания ее на каменных ручных мельницах, женщины приготовляли лепешки, а из пше­ на и риса варилась каша. Рис, помимо того, использовался Для приготовления вод­ ки— непременного и любимого угощения гостей и основного веселящего напитка на общеродовых и племенных празднествах. Третьей важной отраслью хозяйства мохэ после скотоводства и хлебопашества были охота и рыболовство, причем, первая зани­ мала настолько важное место, что лето­ писец счел необходимым отметить. «Более занимаются звероловством». На охоте упот­ ребляются луки, мощь которых мохэ научи­ лись увеличивать с помощью наклеиваемых на дерево роговых пластинок. Убойная си­ ла пущенных подобными луками стрел уве­ личивалась во много раз. Если к этому до­ бавить, что мастерство владения луком у мохэ было, очевидно, нисколько не ниже, чем у сушеней, то можно представить, ка­ кой ужас на врагов наводила лавина кон­ ницы «восточных иноземцев», выбрасываю­ щая впереди себя тучи разящих насмерть стрел. Увеличение мощи луков не заставило мохэ забыть секрет приготовления знамени­ тых ядов для наконечников стрел —наибо­ лее коварного изобретения сушеней. Как сообщается в летописи, во время седьмой или восьмой луны варили яд. Полученной жидкостью смызывали железные, а в самых восточных районах страны, в Приморье, по- прежнему каменные наконечники стрел. В мирное время неотразимое по силе оружие употреблялось на охоте «для стреляния птиц и зверей». Намазанными ядом стре­ лами не обязательно было поражать жи­ вотное насмерть. Достаточно было легко ранить его, чтобы оно «немедленно умерло». В военное время те же стрелы летели во врагов, сея среди них ужас и смерть. Мохэсцы охотились на оленей, соболей, белок и медведей. В японских летописях содержатся сведения, из которых можно сделать заключение, что мохэ не убивали молодых медведей, а ловили, приводили в поселок и выкармливали (по-видимому, для ритуальных целей, связанных с «празд­ ником медведя»). Это празднество до не­ давнего времени было широко распростра­ нено среди народов населяющих берега Амура. О том, что медведь, так же как и кабан, играл особую роль в представле­ ниях мохэ, свидетельствуют популярные среди них ожерелья, составленные из клы­ ков этих животных. Погребальные обычаи мохэ сохранились почти в том же виде, в каком они опи­ сывались у сушеней. Если человек умирал в теплое время года, то на родовом клад­ бище для него вырывалась могильная яма. Покойник не помещался в деревянный или каменный гроб, а его просто клали на дно могилы, помещали около него сосуды о жертвенной пищей и личные вещи, а за­ тем забрасывали землей. Хозяина сопро­ вождал в потусторонний мир его верный друг — верховой конь. Лошадь убивали на могиле и тоже закапывали в землю. Над могильным холмом сооружался деревянный домик, в котором совершались молитвы и жертвоприношения. Среди мохэ выделялось несколько поко­ лений или родо-племенных образований, за­ селявших Дальний Восток от «Длинных белых гор» на границе с Кореей и Китаем на юге до бассейна Амура на севере, от Великого моря на востоке до степных рай­ онов Маньчжурии на западе. Каждое из «поколений» управлялось своими вождями, но в то же время над всей страной мохэ господствовал верховный правитель, кото­ рого называли Великим Мофо-маньду. Труд­ но сказать, насколько была сильна и непре­ рекаема его власть над остальными вож­ дями, но среди соседних государств он еди­ нодушно считался «сильным владетелем». Ошибочно думать, что мохэ расселялись по всей долине Амура от Хингана до Та­ тарского пролива. Соседи их известны по предшествующим рассказам. Это — гаоли, фуюй, воцзюй и восточные вэй. На западе мохэ граничили с киданями и шивэйцамн. Осталось, таким образом, узнать, кого они встречали на восточных окраинах своих зе­ мель. К сожалению, нижнеамурская область, отдаленная и неприступная, долгое время оставалась почти полностью неизвестной. В письменных источниках времени господ­ ства на Дальнем Востоке мохэ представ­ ления о тех краях весьма туманные. Среди людей ученых ходили рассказы, что на да­ леком северо-востоке, по берегам рек и в горных долинах, живут некие «ежени», «дикие люди». Но кто они и чем занима­ ются, никто ничего определенного не мог сказать. Сведения о нижнеамурских племенах начинают собираться только в первой по­ ловине XV века, очевидно, во время похода

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2