Сибирские огни № 05 - 1970

время за убийство преступник не распла­ чивался, как у сушеней, жизнью: во искуп­ ление вины достаточно было передать ро­ ду убитого триста голов лошадей. Более двух десятков родов насчитыва­ ется у шивэйцев, и в каждом из них де­ лами вершит вождь, которого соплеменни­ ки называют Юймофо Маньду. Власть во­ ждя над родом наследственная — после его смерти главным среди соплеменников становится сын владыки или младший брат. Но если у вождя нет близких родственни­ ков? Случается же иногда, что пресекают­ ся семейные «поколения». Шивэйцы в та­ ком случае устраивают выборы нового во­ ждя. Им может стать далеко не каждый: претендент должен обладать не только оп­ ределенными способностями, но и доста­ точным богатством. Много еще чудного и необычного в земле шивэйской. Взять хотя бы лодки ши­ вэйцев. Для переправы через реки, в том числе и через Амур, шивэйцы не строят плотов из деревьев, как можно было бы предположить, если учесть изобилие леса на их родине. Водные просторы они пре­ одолевают на специально сделанных из шкур животных лодках. Эти кожаные лодки не пропускают воду и на них можно смело пускаться в дальние путешествия. Когда же под рукой не оказывается лодок, то и в таком случае не строят плотов из деревьев, предпочитая связки хвороста, соединенные друг с другом. На таких связ­ ках они нередко отправлялись в гости к соседним племенам. Кто же, однако, соседи шивэйцев? На востоке, за Хишаном, а также на юго-вос­ токе расселялись сушеньские племена. В период, когда путешественники древних стали добираться до далекого морозного севера, их называли уже не сушенями, а уцзи или мохэ. Но как бы ни назывались эти племена, все знали, что это земли ве­ ликих и непобедимых сушень! Иные люди соседствовали с шивэйцами на западе и северо-западе, где протекают Шилка и Аргунь. В нескольких сотнях ки­ лометров на запад располагались владе­ ния народа, называвшегося дидэгуань. Там уже начиналось степное раздолье и цар­ ство настоящих кочевников. Конечно, и шивэйцы любят переезжать с места на ме­ сто, но они все же прочнее связаны с зем­ лей, которую распахивают и засевают разнообразными хлебными злаками. Люди дидэгуань не обрабатывают землю. Основ­ ное их богатство — крупный и мелкий ро­ гатый скот. Особенно превосходны у них лошади, славящиеся далеко за пределами степной страны. Дидэгуань не едят хлеб­ ное. Основное питание —мясо и молоко. На северо-запад от шивэй располага­ ются племена народа улохэу. Здесь не сте­ пи, а речные долины и холмы, покрытые лесом. Земля эта мокра, морозна и туман­ на, тем не менее она достаточно плодород­ на, чтобы выращивать на ней просо и пше­ ницу, что с успехом и делают ее обитате­ ли и владельцы. Климат в стране Улохэу холодный. В особенности нестерпимы зим­ ние морозы. Чтобы укрыться от них, уло­ хэу прячутся в землю — вырывают котло­ ваны и строят землянки. В них не страш­ ны никакие холода и ветры. Летом, когда наступает тепло, улохэу покидают землян­ ки и живут в легких постройках, переселя­ ясь за кочующим скотом по полянам и холмам. Люди страны любят охотиться. Оружием при этом им служат луки. Одежда в стране улохэу меховая. В ка­ честве украшений женщины носят жемчуг. Воины храбры, мужественны, свободолю­ бивы и честны. В этой земле нет воровст­ ва, поэтому имущество никем не охраня­ ется и не запирается. Женщины отличают­ ся целомудренностью и верностью. Во гла­ ве . каждого рода стоит мофо, вождь, власть которого передается по наследству. Особая достопримечательность, харак­ терная только для земли улохэу,— то, что здесь любят музыку. Во время празд­ неств они увеселяют себя игрой на гуслях. Неведомый очевидец, присутствовавший здесь на праздниках и слушавший музыку, сохранил для потомства описание музы­ кального инструмента: «гусли» представ­ ляли собой сделанный из дерева «короб» — его обтягивали кожей и прикрепляли свер­ ху девять жильных струн. Удары пальцев по струнам извлекали из них мелодичные звуки. Широкие топкие низины долины Амура и его притоков ниже Хингана в древности занимали племена чернореченских мохэ, наиболее могущественных среди других племенных объединений этого народа, пре­ емника легендарных сушеней. Многое из того, что было известно рань­ ше о сушенях, теперь встречается у мохэ, что, впрочем, и не удивительно ■—это та же страна тунгусо-маньчжурских племен, которые населяют ее на протяжении многих тысячелетий, с каменного и бронзового ве­ ков. В стране мохэ, древнем царстве Су­ шень, низменные и мокрые места. Там хо­ лодно, поэтому не удивительно, что, как и их предки, мохэсцы строят не надземные дома, а землянки. Для них вначале выры­ вают на возвышенном месте большие кот­ лованы. Затем поверх «составляют в коз­ ла бревна», перекрывают их мелкими плаш­ ками, а затем засыпают землей, которая плотно утрамбовывается. Поэтому, очевид­ но, в летописях строительство полуподзем- ного жилища мохэ описывается как соору­ жение своего рода земляной пещеры. Зем­ ля, по словам летописца, «сбивается напо­ добие плотины и в ней выдалбливают пещеры для жителя». При взгляде со сто­ роны круглая землянка мохэсцев напоми­ нает по внешнему виду могильный курган. Вход в жилище проделывается сверху — от отверстия в крыше до пола тянется дере­ вянная лестница. По ней входят в жили­ ще и выходят из него. Поселок из подобных жилищ является зимней резиденцией мохэ. В глубоко зары

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2