Сибирские огни № 05 - 1970
время за убийство преступник не распла чивался, как у сушеней, жизнью: во искуп ление вины достаточно было передать ро ду убитого триста голов лошадей. Более двух десятков родов насчитыва ется у шивэйцев, и в каждом из них де лами вершит вождь, которого соплеменни ки называют Юймофо Маньду. Власть во ждя над родом наследственная — после его смерти главным среди соплеменников становится сын владыки или младший брат. Но если у вождя нет близких родственни ков? Случается же иногда, что пресекают ся семейные «поколения». Шивэйцы в та ком случае устраивают выборы нового во ждя. Им может стать далеко не каждый: претендент должен обладать не только оп ределенными способностями, но и доста точным богатством. Много еще чудного и необычного в земле шивэйской. Взять хотя бы лодки ши вэйцев. Для переправы через реки, в том числе и через Амур, шивэйцы не строят плотов из деревьев, как можно было бы предположить, если учесть изобилие леса на их родине. Водные просторы они пре одолевают на специально сделанных из шкур животных лодках. Эти кожаные лодки не пропускают воду и на них можно смело пускаться в дальние путешествия. Когда же под рукой не оказывается лодок, то и в таком случае не строят плотов из деревьев, предпочитая связки хвороста, соединенные друг с другом. На таких связ ках они нередко отправлялись в гости к соседним племенам. Кто же, однако, соседи шивэйцев? На востоке, за Хишаном, а также на юго-вос токе расселялись сушеньские племена. В период, когда путешественники древних стали добираться до далекого морозного севера, их называли уже не сушенями, а уцзи или мохэ. Но как бы ни назывались эти племена, все знали, что это земли ве ликих и непобедимых сушень! Иные люди соседствовали с шивэйцами на западе и северо-западе, где протекают Шилка и Аргунь. В нескольких сотнях ки лометров на запад располагались владе ния народа, называвшегося дидэгуань. Там уже начиналось степное раздолье и цар ство настоящих кочевников. Конечно, и шивэйцы любят переезжать с места на ме сто, но они все же прочнее связаны с зем лей, которую распахивают и засевают разнообразными хлебными злаками. Люди дидэгуань не обрабатывают землю. Основ ное их богатство — крупный и мелкий ро гатый скот. Особенно превосходны у них лошади, славящиеся далеко за пределами степной страны. Дидэгуань не едят хлеб ное. Основное питание —мясо и молоко. На северо-запад от шивэй располага ются племена народа улохэу. Здесь не сте пи, а речные долины и холмы, покрытые лесом. Земля эта мокра, морозна и туман на, тем не менее она достаточно плодород на, чтобы выращивать на ней просо и пше ницу, что с успехом и делают ее обитате ли и владельцы. Климат в стране Улохэу холодный. В особенности нестерпимы зим ние морозы. Чтобы укрыться от них, уло хэу прячутся в землю — вырывают котло ваны и строят землянки. В них не страш ны никакие холода и ветры. Летом, когда наступает тепло, улохэу покидают землян ки и живут в легких постройках, переселя ясь за кочующим скотом по полянам и холмам. Люди страны любят охотиться. Оружием при этом им служат луки. Одежда в стране улохэу меховая. В ка честве украшений женщины носят жемчуг. Воины храбры, мужественны, свободолю бивы и честны. В этой земле нет воровст ва, поэтому имущество никем не охраня ется и не запирается. Женщины отличают ся целомудренностью и верностью. Во гла ве . каждого рода стоит мофо, вождь, власть которого передается по наследству. Особая достопримечательность, харак терная только для земли улохэу,— то, что здесь любят музыку. Во время празд неств они увеселяют себя игрой на гуслях. Неведомый очевидец, присутствовавший здесь на праздниках и слушавший музыку, сохранил для потомства описание музы кального инструмента: «гусли» представ ляли собой сделанный из дерева «короб» — его обтягивали кожей и прикрепляли свер ху девять жильных струн. Удары пальцев по струнам извлекали из них мелодичные звуки. Широкие топкие низины долины Амура и его притоков ниже Хингана в древности занимали племена чернореченских мохэ, наиболее могущественных среди других племенных объединений этого народа, пре емника легендарных сушеней. Многое из того, что было известно рань ше о сушенях, теперь встречается у мохэ, что, впрочем, и не удивительно ■—это та же страна тунгусо-маньчжурских племен, которые населяют ее на протяжении многих тысячелетий, с каменного и бронзового ве ков. В стране мохэ, древнем царстве Су шень, низменные и мокрые места. Там хо лодно, поэтому не удивительно, что, как и их предки, мохэсцы строят не надземные дома, а землянки. Для них вначале выры вают на возвышенном месте большие кот лованы. Затем поверх «составляют в коз ла бревна», перекрывают их мелкими плаш ками, а затем засыпают землей, которая плотно утрамбовывается. Поэтому, очевид но, в летописях строительство полуподзем- ного жилища мохэ описывается как соору жение своего рода земляной пещеры. Зем ля, по словам летописца, «сбивается напо добие плотины и в ней выдалбливают пещеры для жителя». При взгляде со сто роны круглая землянка мохэсцев напоми нает по внешнему виду могильный курган. Вход в жилище проделывается сверху — от отверстия в крыше до пола тянется дере вянная лестница. По ней входят в жили ще и выходят из него. Поселок из подобных жилищ является зимней резиденцией мохэ. В глубоко зары
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2