Сибирские огни № 05 - 1970

живут по берегам Амура и его главных притоков: спасаясь от лютой стужи, они уходят в горы, где располагаются их зим­ ние поселки и города с построенными за оборонительными стенами теплыми жили­ щами. Жилища эти, как и у сушеней, пред­ ставляют собой землянки. Иное дело, когда наступает теплое и дождливое лето: шивэй- цы превращаются в кочевников, покидают свои поселки с землянками и перегоняют стада лошадей, быков и овец на луговые .пастбища. Так и кочуют они с места на место, «смотря по достатку в траве и воде». Летом шивэйцам не нужны теплые и душные землянки: из грубого бурьяна стро­ ят мужчины шалаши. По внешнему обли­ ку эти легкие жилища напоминают войлоч­ ные юрты. Возможно даже, что шалаши, как у древних тюрок, устраивались прямо на телегах, и дом поэтому легко доставлял­ ся на повозках с запряженными в них во­ лами к новому месту, облюбованному ста­ рейшинами. У северных шивэйцев шалаши строились из бересты. Шивэйцы умеют, несмотря на суровый климат и короткое лето, выращивать «хлеб­ ное» — много сеют проса, пшеницы и пол­ бы. Разводят они, как и сушени, свиней — животное, которое так характерно для оседлого населения. Но в отличие от су­ шеней шивэйцы не шьют из свиных коя? одежду, в частности шубы, а делают из них подстилки. Северные шивэйцы, помимо того, пре­ красные охотники на соболей, лисиц, белок, оленей и кабаргу. Охота дает им пищу и одежду. Самое, может быть, забавное из одеяний северных шивэйцев —это обувь и платье, скроенные из тонкой, но прочной и не боя­ щейся влаги рыбьей кожицы. Чего только не пустит в дело человек, лишенный обыч­ ного материала! А рыболовство —тоже важная отрасль хозяйства в земле шивэй. Даже зимой, когда морозы сковывают льдом их стремительные реки, в том числе наиболее могучую—Амур, шивэйцы опус­ кают свои сети в воду. Для этого они про­ бивают во льду широкую полынью. Как же выглядели, по описаниям древ­ них путешественников, шивэйцы? Их верх­ нее платье короткое. Женщины не носят распущенных по плечам волос, а собира­ ют их в пучок и закрепляют наверху. Муж­ чины же, напротив, носят длинные, пада­ ющие на плечи волосы. Они, подобно су- шеням, заплетают их в мелкие косички. Женщины шивэй любят украшения. В особенности популярны в северной земле бусы, сделанные из нанизанных на нити красных шариков. Чем больше, связок красных шариков нацепит на шею женщи­ на, тем она считается красивее, богаче и почетнее. Красные бусы — предмет вожде­ ления шивэйских девушек, ибо честь но­ сить такие украшения принадлежит толь­ ко замужней женщине. Поэтому девицам приходится ждать, пока их не выдадут за- , муж. Свадебные обряды у шивэй иные, чем у сушеней. О соединении молодых сначала договариваются ' между собой два заинте­ ресованных семейства, в одном из кото­ рых—дочь на выданье, а в другом —мо­ лодой человек, коему пора обзаводиться собственным хозяйством. Если договор со­ стоялся, то после этого начинается главное: родственники жениха (неизвестно, с его участием или без него) крадут невесту! Ее родственники делают вид, что они кров­ но обижены и даже оскорблены. В качес­ тве откупного (калыма) или, как записал древний путешественник, «сговорных да­ ров», на двор родственников невесты при­ водят быков и лошадей. В дом вводится также главный виновник переполоха —же­ них, ради которого и была произведена кража. Происходит примирение, и молодой супруг «уходит р зятья». Он должен рабо­ тать и жить в доме невесты до тех пор, пока у него в семье не появится первый младенец. Новое семейство переселяется после этого события в свой собственный новый дом. Горе молодой женщине, если у нее по какой-то причине погиб муж. По обычаям шивэй она не имеет права второй раз вы­ ходить замуж Похороны (из-за трудностей для вдовы «справлять» их) совершаются сообща всем родом. Для умершего в лесу строится «большой балаган», куда его и помещают. В других случаях останки умерших поме­ щали на деревьях (очевидно, на специаль­ ном помосте), а не хоронили в землю. После похорон начинается длительный траур, который продолжается три года. Каждый год четырежды устраиваются пла­ чи. Поскольку, как отмечает путешествен­ ник, шивэйцы являются родственными пле­ менами с киданями (они имеют одинако­ вый язык, носят одинаковую одежду), то, очевидно, по истечении трех лет с останка­ ми умершего поступают так же, как и де­ лают их соседи на юге: кидани собирают кости и предают их огню. После этого в- чарки наливается вино и произносится мо­ литва: «В продолжение зимних месяцев кушайте, обратясь к югу. Во время зверо­ ловства помогите нам добывать поболее кабанов и оленей». Умершие становятся помощниками в нелегкой жизни живых. Для моления духам у шивэйцев имеют­ ся специальные домики. Устройство тако­ го домика просто и вместе с тем ориги­ нально: к земле пригибается дерево, кото­ рое затем накрывают травой. Наказание за проступки в земле шивэй строгое, поэтому там редко случаются на­ рушения установленных порядков. Напри­ мер, с удовлетворением отмечалось, что у шивэйцев почти не случается воровства. Если кто вдруг вознамерится украсть, то он бесспорно много раз подумает, прежде чем решиться пойти на преступление: за похищенное, в случае установления содеян­ ного, приходилось платить вдвое. В то же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2