Сибирские огни № 05 - 1970

позже чужестранец, сущени не вырывали в вемле колодцев, чтобы получить чистую и колодную воду. Они вообще не знали, что такое колодец. На улице метель и мороз, но не страш­ ны холода, от которых чуть не погиб путе­ шественник, добираясь до очередного по­ селка. Сушени одеты в необычно длинные шубы, не продуваемые ветром. Можно пред­ ставить, как поразился путник, когда ос­ мотрев зимнюю одежду сушеней, пришел * заключению, что она сшита из свиных шкур! Оказывается, свинья—одно из са­ мых распространенных животных у суше­ ней. Они разводят свиней в изобилии, очень любят свиное мясо, а шкуры сберегают, «ыделывают и шьют к зиме верхнюю одеж­ ду — может быть, не очень удобную, но «ато теплую. Но если шуба прикрывает туловище, то так сохранить от обмораживания лицо? Сушени и здесь нашли выход: кожу пре- «охрапяли несколько слоев свиного жира. В доме чужестранец наблюдал непри­ вычные -для него сценки. У сушеней нет хаких-либо подставок, на которые они мо­ гли бы сесть У них иной обычай. Около очага расстилается сплетенная из травы линовка, на ней обитатели дома и распо­ лагаются, поджав под себя ноги. Они и «дят так же, причем (каких только на све­ те не бывает привычек!) большой кусок »ареного мяса, которым награждается каж­ дый из обедающих, помещается между ступчями ног. Для варки пищи сушени применяли -линяные сосуды, которые по форме напо­ минали коровье вымя с сосками. На первый взгляд, нелепый сосуд, но » действительности надо отдать должное женщинам сушеней за их пристрастие к такой посуде: вымяобразная нижняя часть ее намного увеличивала вместимость, а при тех предельно простых формах домашних очагов, которые сооружались в землянках, высокие ножки сосуда позволяли удобно и эациопально поместить его между камней так, что жаркие языки пламени охватыва­ ли его со всех сторон. Нельзя было также не подивиться глубокому смыслу разделе­ ния нижней части сосуда на отдельные круглые доли (может быть, прообраз это­ го сосуда—действительно коровье вымя, из которого предки сушеней могли делать кожаные вместилища для жидкостей). Пло­ щадь обогрева от этого значительно уве­ личивалась и поэтому, если хорошо горели « очаге дрова, то не успевали гости хозяи­ на землянки обсудить последние новости и слухи, как вскипала вода и можно было «акладывать мясо. И еще один не менее странный обычай. Если со двора в дом вносят' застывшее на морозе мясо, то его оттаивают, мягко го­ воря, необычным способом, на ледяной ку­ сок свинины или говядины просто садятся, продолжая заниматься каким-нибудь хозяй­ ственным делом, не требующим передвиже­ ния по жилищу, или, лучше всего, беседой. Свинина —далеко не единственное, что подается к столу, особенно праздничному: можно отведать лепешки, приготовленные из пшеницы, можно кашу (из риса или из проса). Гостям разносят также какое-то острое блюдо, приготовленное из соевых бобов. Путешественник берет «дорожник» и за­ писывает: сушени не только свиноводы, они также земледельцы. У них есть все «пять родов хлеба». Как только умеют они при столь суровом климате выращивать злаки! Примечательно при этом, что сушени не руками обрабатывают землю, чтобы бро­ сить в нее зерна «всех пяти родов хлеба». Довольно значительные по размерам поля, где в основном сеют пшеницу и просо, вспахиваются с помощью сохи, в которую хозяин обыкновенно впрягает пару лоша­ дей. Сытная еда не обходится без употреб­ ления веселящих напитков. «Вино делают из риса и оно тоже пьяно!». Кончился пир, и «Великий человек» при­ глашает гостя пройтись с ним по поселку. Поселок заслуживает того, чтобы осмот­ реть все строения и записать о них сведе­ ния особо. Землянки располагаются не бес­ порядочно, а по строго определенному пла­ ну —кольцом они охватывают централь­ ную обширную площадь. Здесь постройки располагаются чуть ли не чаще и плотнее, чем жилые землянки, но эти строения пред­ назначены не для людей: в них располага­ ется чуть ли не главное богатство племе­ ни —самый разнообразный скот. Свиньи, овцы, коровы, лошади. У сушеней нет жи­ вотных старше трех лет. В поселке выра­ щивается только молодняк, а затем, когда он окрепнет, его направляют на запад, где хорошие пастбища сохраняют траву круг­ лый год, а зима не настолько холодная и снежная. Пастухи племени пасут там скот. Лошади служат для сушеней средст­ вом передвижения. Они гарцуют на них лихо и отчаянно, выхваляясь своим мас­ терством и красотой скакунов друг перед другом. Если зимой сушени ходят в тяжелых шубах, то летняя их одежда очень проста: широкие, вроде фартука, набедренные по­ вязки. Ткани сушени не покупают у дру­ гих народов. Они сами умеют делать как холст, так и шерстяные ткани. Из шерсти овец женщины сушеней сначала приготов­ ляют пряжу, а затем ткут из нее полотно. Кроме того, они делают одежду из коры дерева. Путешественник записал в «дорож­ ник» еушеньское слово, обозначающее эго необычное дерево — «лочан». С дерева в определенное время года сдиралась кора и «растительная ткань» поступала к жен- щинам-мастерицам, которые шили из нее обновы, не встречающиеся ни у кого дру­ гого среди восточных иноземцев Летом сушени не живут в душных, про­ копченных за зиму землянках. Здесь же. «О

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2