Сибирские огни № 05 - 1970
позже чужестранец, сущени не вырывали в вемле колодцев, чтобы получить чистую и колодную воду. Они вообще не знали, что такое колодец. На улице метель и мороз, но не страш ны холода, от которых чуть не погиб путе шественник, добираясь до очередного по селка. Сушени одеты в необычно длинные шубы, не продуваемые ветром. Можно пред ставить, как поразился путник, когда ос мотрев зимнюю одежду сушеней, пришел * заключению, что она сшита из свиных шкур! Оказывается, свинья—одно из са мых распространенных животных у суше ней. Они разводят свиней в изобилии, очень любят свиное мясо, а шкуры сберегают, «ыделывают и шьют к зиме верхнюю одеж ду — может быть, не очень удобную, но «ато теплую. Но если шуба прикрывает туловище, то так сохранить от обмораживания лицо? Сушени и здесь нашли выход: кожу пре- «охрапяли несколько слоев свиного жира. В доме чужестранец наблюдал непри вычные -для него сценки. У сушеней нет хаких-либо подставок, на которые они мо гли бы сесть У них иной обычай. Около очага расстилается сплетенная из травы линовка, на ней обитатели дома и распо лагаются, поджав под себя ноги. Они и «дят так же, причем (каких только на све те не бывает привычек!) большой кусок »ареного мяса, которым награждается каж дый из обедающих, помещается между ступчями ног. Для варки пищи сушени применяли -линяные сосуды, которые по форме напо минали коровье вымя с сосками. На первый взгляд, нелепый сосуд, но » действительности надо отдать должное женщинам сушеней за их пристрастие к такой посуде: вымяобразная нижняя часть ее намного увеличивала вместимость, а при тех предельно простых формах домашних очагов, которые сооружались в землянках, высокие ножки сосуда позволяли удобно и эациопально поместить его между камней так, что жаркие языки пламени охватыва ли его со всех сторон. Нельзя было также не подивиться глубокому смыслу разделе ния нижней части сосуда на отдельные круглые доли (может быть, прообраз это го сосуда—действительно коровье вымя, из которого предки сушеней могли делать кожаные вместилища для жидкостей). Пло щадь обогрева от этого значительно уве личивалась и поэтому, если хорошо горели « очаге дрова, то не успевали гости хозяи на землянки обсудить последние новости и слухи, как вскипала вода и можно было «акладывать мясо. И еще один не менее странный обычай. Если со двора в дом вносят' застывшее на морозе мясо, то его оттаивают, мягко го воря, необычным способом, на ледяной ку сок свинины или говядины просто садятся, продолжая заниматься каким-нибудь хозяй ственным делом, не требующим передвиже ния по жилищу, или, лучше всего, беседой. Свинина —далеко не единственное, что подается к столу, особенно праздничному: можно отведать лепешки, приготовленные из пшеницы, можно кашу (из риса или из проса). Гостям разносят также какое-то острое блюдо, приготовленное из соевых бобов. Путешественник берет «дорожник» и за писывает: сушени не только свиноводы, они также земледельцы. У них есть все «пять родов хлеба». Как только умеют они при столь суровом климате выращивать злаки! Примечательно при этом, что сушени не руками обрабатывают землю, чтобы бро сить в нее зерна «всех пяти родов хлеба». Довольно значительные по размерам поля, где в основном сеют пшеницу и просо, вспахиваются с помощью сохи, в которую хозяин обыкновенно впрягает пару лоша дей. Сытная еда не обходится без употреб ления веселящих напитков. «Вино делают из риса и оно тоже пьяно!». Кончился пир, и «Великий человек» при глашает гостя пройтись с ним по поселку. Поселок заслуживает того, чтобы осмот реть все строения и записать о них сведе ния особо. Землянки располагаются не бес порядочно, а по строго определенному пла ну —кольцом они охватывают централь ную обширную площадь. Здесь постройки располагаются чуть ли не чаще и плотнее, чем жилые землянки, но эти строения пред назначены не для людей: в них располага ется чуть ли не главное богатство племе ни —самый разнообразный скот. Свиньи, овцы, коровы, лошади. У сушеней нет жи вотных старше трех лет. В поселке выра щивается только молодняк, а затем, когда он окрепнет, его направляют на запад, где хорошие пастбища сохраняют траву круг лый год, а зима не настолько холодная и снежная. Пастухи племени пасут там скот. Лошади служат для сушеней средст вом передвижения. Они гарцуют на них лихо и отчаянно, выхваляясь своим мас терством и красотой скакунов друг перед другом. Если зимой сушени ходят в тяжелых шубах, то летняя их одежда очень проста: широкие, вроде фартука, набедренные по вязки. Ткани сушени не покупают у дру гих народов. Они сами умеют делать как холст, так и шерстяные ткани. Из шерсти овец женщины сушеней сначала приготов ляют пряжу, а затем ткут из нее полотно. Кроме того, они делают одежду из коры дерева. Путешественник записал в «дорож ник» еушеньское слово, обозначающее эго необычное дерево — «лочан». С дерева в определенное время года сдиралась кора и «растительная ткань» поступала к жен- щинам-мастерицам, которые шили из нее обновы, не встречающиеся ни у кого дру гого среди восточных иноземцев Летом сушени не живут в душных, про копченных за зиму землянках. Здесь же. «О
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2