Сибирские огни № 05 - 1970
мя завтрака, устроенного в его честь пра вителем Миньгуном, произошло странное со бытие: на террасу, где, беседуя, вкушали яства Конфуций, Миньгун и его прибли женные, неожиданно упала птица. Когда ее подняли, то с удивлением увидели, что в теле торчит стрела с каменным наконечни ком. Никто из хозяев не мог объяснить, что это за стрела, откуда она появилась здесь и что собой представляет птица, по раженная ею. Присутствующие еще раз смогли убе диться в необыкновенной учености Конфу ция, который тотчас определил: «Птица — род кречета, происходящего из страны Су- шень». Далее он сказал, что подобные стре лы с каменными наконечниками употреб ляются сушенями, послы которых приноси ли их в качестве даров соседям, в том числе и китайцам. Миньгун тут же распорядился произвести поиски в арсеналах княжества, и, действи тельно, там оказались пучки стрел с нако нечниками, сделанными из темного камня. Удовлетворенный правитель приказал в па мять потомству вырезать на древках знаки, означающие: «Стрелы сушеней». Примечательно уважительное отношение Конфуция к соседним с Китаем народам, в том числе, естественно, и к сушеням. По не которым сведениям, он высказывал желание жить в одной из этих стран, о которых го ворил: «Безыскусный и обильный источник человеколюбия и почтения, превосходства и справедливости». Посольские связи сушеней с соседями продолжаются и в последующее время, хотя из-за пробелов в источниках историки зна ют далеко не о всех визитах. Не всегда подробно перечислялись и доставляемые в соседние государства подарки. Но вот в 235 году нашей эры на территории Ляоду- на появилось очередное посольство сушеней и объяснило через переводчика, что они везут с собой 30 штук луков, древки стрел, сделанные из терновника, 300 штук нако нечников стрел, сделанных из темного кам ня (сушени называли их «ну»), 20 панци рей, сшитых из кожи, кости и железа, и 400 соболиных шкурок. Что же получали сушени в обмен на свои подарки? Одна из записей, сделанная около 264 года нашей эры, сравнительно подробно перечисляет дары сушеням. Они увезли в свою страну постельные принад лежности, парчу, расшитую петухами, шел ковую материю, хлопчатниковые и грубые шерстяные ткани. Примерно к этому же времени относят ся более подробные сведения о сушенях в исторических сочинениях. Одна из записей о них помещена в разделе летописи, где собирались всевозможные известия о «вос точных иноземцах». Она позволяет пред ставить, иногда с удивительно живыми и яркими чертами и деталями, древних ле гендарных сушеней, обладателей луков и стрел с каменными наконечниками. ...На каждом шагу древний путешест венник сталкивался с неожиданностями. Удивляться он начал сразу же, как толь ко въехал в пределы страны Сушень. Он увидрл высокие, обрывистые горы — сушени называли их «Длинными белыми горами». Горы обоготворялись, их невозможно было осквернить ни под каким предлогом. Про водник, сопровождавший чужестранца, не смел даже мочиться на земле — нечистоты собирались в специальный сосуд, который выбрасывался за пределами гор. Провод ник сказал путешественнику, что в горах водится много медведей, волков и даже тигров, но здесь никогда не увидишь охот ника, потому что, по обычаям, нельзя в пре делах священных гор убивать животных. Звери в свою очередь тоже будто бы сохра няли нейтралитет: никогда не нападали на людей. Многие из поколений восточных инозем цев говорят на близком языке. Сушени же отличаются от всех, поэтому путешествен нику приходилось объясняться через пере водчиков — сушеней, знавших язык соседей. Что первым делом должен был сделать он, оказавшись на чужой земле? Естествен но спросить у обитателей ее, где прожи вает их государь, чтобы представиться ему и попросить разрешения объехать его земли с целью простого, без каких-либо ковар ных замыслов, ознакомления с ними. И каково же, очевидно, было изумление стран ника, когда люди просто-напросто не поня ли его. Что значит государь? И тут выясняется поразительная вещь: в этой стране дремучих лесов, бездонных пропастей, коварных и опасных дорог-не имеют одного государя. Каждый поселок, куда прибывал пугник, имел своего, как его называли сушени, «Великого человека». К нему должен был обращаться стран ник — тот устраивал его на ночлег, кор мил, пока он находился у него в гостях, покровительствовал ему. Земля сушеней на редкость холодна и морозна. Ледяные ветры, пурга и сковы вающие все живое морозы заставляли че ловека прятаться в землю. Их дома —это настоящие землянки. Чем глубже вырывал ся для жилища котлован, тем лучшим счи тался дом. «Великий человек», который при нимал гостя, мог с полным правом похва статься своим самым теплым в поселке жи лищем — на девять ступенек уходил в землю его котлован! Чужестранец ходил вокруг земляного холма и не мог найти в него входа. Он за тем нашелся, этот потерянный вход, но где? На крыше! Сушени забирались в свои жи лища... с крыши. В прямоугольное, оконту ренное бревнами отверстие ныряли, как в подполье или погреб. Вниз вела деревян ная лестница с частыми ступенями, ибо ею пользовались не только взрослые, но и ма лые дети. Поселок с землянками располагался на берегу небольшого ручья, впадавшего в ре ку. Такое местоположение для жилищ су шени выбирали не случайно. Как заметил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2