Сибирские огни № 05 - 1970
дОйики, имеющие Прорубленный в одной из стен вход. Сбоку от входа на веревке подвешивается необычный глиняный сосуд- треножник. Он как бы составлен из трех совмещенных друг с другом остродонных глиняных сосудов. Такая, по-видимому, чисто ритуальная посуда, сохранившаяся с глубокой древности, специально употребля лась для «кормления» мертвых: в треногий сосуд насыпался рис. Им-то и лакомился дух мертвого, вылетающий из дверного проема гробницы. Воцзюйцы не только земледельцы и от части скотоводы (они разводили немно го лошадей и коров), но и храбрые море плаватели. Недаром они доставляют в Гаогюйли деликатесные морские продукты. Жизнь моряка в древности была полна приключений, столкновений с чудесами и загадочными явлениями. Поэтому оказав шемуся в стране Воцзюй чужестранцу мог ли до бесконечности рассказывать о все возможных происшествиях. Особенно за помнилось старикам, как. однажды на море внезапно поднялся шторм. Десять дней бу шевал ураган и нес по Великому морю корабли «восточных иноземцев». Наконец ветер прибил измученных рыбаков к неве домому острову. Там Жили люди, язык ко торых оказался непонятным. Бескрайнее море окружало остров. От моря зависело их пропитание и благополучие. Поэтому, очевидно, чтобы умилостивить капризную стихию, каждый год в начале седьмого месяца обитатели этой страны топили в ' пучинах моря девушку. Не побывали ли храбрые воцзюйцы на одном из островов Японии? Все эти народы, проживавшие более по лутора тысяи лет назад на территории Ко реи и в соседних с ней на юге (Ляодун) и востоке (юг Маньчжурии) областях, со ставили позднее, после неизбежных в исто рии потрясений и борьбы, основу корейских государств — Гаоли и Корё, страны утрен ней свежести. Внутренние сложности, свя занные с объединением разрозненных кня жеств и племенных союзов в единое целое, были в конце концов преодолены. На северной окраине земель Фуюй, Гао гюйли и Воцзюй, там, где начинались об рывистые горы и дремучие леса маньчжур ских и приморских областей, жил много численный народ иного языка и обычаев, чем те племена, о которых рассказано вы ше. Эти люди, свободолюбивые и гордые, назывались в разные периоды древней ис тории по-разному. Однако самым популяр ным наименованием, широко известным и долговечным, было — сушень. И страна их — морозная и сырая — называлась «Древней страной Сушень». О ней стало известно на востоке около трех тысяч лет назад. Многочисленные племена сушень рас селились на территории к северу от границ Фуюй и Воцзюй вплоть до Амура. На во стоке их земли доходили до Великого мо ря, то есть занимали район современного Уссурийского края и Приамурья. Сушень — один из могучих предков тунгусо-маньч журских народов, проживающих сейчас к северу от Китая и Кореи. Земли сушень посещали многочисленные безвестные путешественники, которых гна ла в далекие края неутолимая-и вечная в людях жажда познания неизвестного. По раженные необычностью увиденного, путе шественники заносили в свои дневники, или, как тогда говорили, «дорожники», впечат ления, которые и через много веков, до носят восхищение безымянных авторов встречами с неожиданным и непривычным. В эти же дорожные дневники заносились сведе ния по истории края, рассказы о наиболее примечательных событиях и даже народные сказки и легенды, передававшиеся тысячеле тиями из уст в уста. Записи путешественников и архивы древ них государств, соседних с Маньчжурией, сохранили много важных сведений о су- шенях. Когда же записывают летописцы первое известие об этой стране и ее народе? Све дения двухтысячелетней давности не в счет —они достаточно подробны и основа тельны. Им предшествуют более короткие, прямо-таки хроникально скупые, но из-за значительной древности записей —особенно интересные. Пожалуй, запись о событии, случившемся в 2021 году до нашей эры, самая ранняя. Неясно, правда, каким об разом память о древнем происшествии со хранилась до того момента, как о нем напи сали тушью на бамбуковых дощечках, но факт остается фактом: четыре тысячи лет назад ко двору правившею тогда в Китае легендарного императора Шуня явились из далекого неведомого края люди, назвав шиеся послами, и преподнесли госуда рю подарки своей страны. В краткой за писи, естественно, не сохранился подробный перечень всего подаренного. Упоминается только одно: послы передали лук и стрелы с каменными наконечниками. Но, вероятно, было что-то и другое. Автор хроникальной исторической записи оставил лишь то, что более всего поразило необычностью —лук и стрелы, древки которых увенчаны не брон зовыми или железными наконечниками, прочно уже вошедшими в обиход, а, стран но представить,— каменными! Последующие, даже весьма отрывочные известия показывают, что сушени уже в конце II тысячелетия до «рождества Хри стова» играли важную роль в некоторых ре шающих событиях на крайнем востоке Азии. Так, в числе других восточных наро дов, они участвовали в разгроме Иньской империи в Китае, за чем последовало уста новление там новой, чужеземной для Ки тая династии Чжоу. Впоследствии они ста ли инициаторами союза племен «девяти иноземцев». Примечательно, что о сушенях знал ве ликий мудрец древнего Китая Конфуции. Когда он за пять столетий до нашей эры путешествовал по северным окраинам Ки тая и посетил княжество Чэнь, то во вре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2