Сибирские огни № 05 - 1970

напевать песню. Причем поет он так, что голос его не прерывается! Когда наступает двенадцатая луна, фуюйцы празднуют свой самый большой праздник и приносят жертвы Небу. Люди собираются большими компаниями, поют и едят несколько дней и ночей. Хозяева учти­ во обносят гостей специальными чарками, причем раньше чарку получает тот, кто рангом выше. Нельзя не подивиться и рангам чинов­ ников страны Фуюй — они, в качестве отли­ чия, носят названия различных пород до­ машнего скота. Поэтому на празднике мож­ но встретить мирно угощающихся чинов- ника-быка, чиновника-коня, чиновника- собаку Празднество это называется — «Встре­ чать бубен». Событие настолько великое, что в эти дни никого не наказывают, а преступников выпускают на свободу или, говоря по-нашему, амнистируют. Такое ми­ лосердие не означает, что у фуюйцев вооб­ ще наказания не строги — совсем напро­ тив: если, например, ты что-то украл, с те­ бя взыскивается стоимость украденного в двадцатикратвом размере. Смертью кара­ ется распутство. Точно так же, если жена невыносимо ревнивая, ее убивают, а тело уносят в горы. Если человек убил челове­ ка, убийцу зарывают в могиле вместе с жертвой. Преступников содержат в спе­ циально построенных домах (то есть в тюрьмах). Земля в стране Фуюй — ровная, с об­ ширными земельными угодьями. Люди па­ шут землю и выращивают на ней всевоз­ можные злаки. Как настоящие земледельцы, жители миролюбивы и добродушны и обыч­ но не производят набегов и грабежей. Но они храбры и могучи, когда на их край на­ падает враг. Окруженные земляными стена­ ми к опоясанные рвами, поселки превра­ щаются в неприступные крепости. Фуюйцы осыпают врага тучами стрел, рубят ме­ чами и пронзают насквозь копьями. Страна Фуюй славится своими товара­ ми, которые она поставляет соседям. Здесь можно приобрести красный мрамор, связки собольих шкурок. Хорош для изготовления украшений «Переливчатый жемчуг», добы­ ваемый из речных раковин. Иногда, правда, обстоятельства склады­ ваются так, что государь Фуюй решает на­ чать войну. Но и здесь войско не двинет­ ся в поход до тех пор, пока не будет произ­ ведено гадание. Небу в качестве жертвы преподносится бык. Заколов его, осматри­ вают копыта: если одно из них срослось, то поход должен окончиться победой, если же все копыта раздвоенные, поход откладыва­ ется до лучших времен. К юго-востоку от Гаогюйли и Фуюй на­ ходится страна Вэй. Здешние старики рас­ сказывают, что они родственники гюйлм. У них одинаков (как, впрочем, и у фуюй) язык. Жители страны считаются среди со­ седей простодушными и неприхотливыми. Так же, как фуюй, они отмечают праздник Луны, но не двенадцатый месяц, а деся­ тый. В это время несколько дней и ночей, «пьют и пляшут». Если фуюй свой лун­ ный праздник называет «Встречать бу­ бен», то у вэй это —«Плясать перед Небом* Вся земля в Вэй разделена между об­ щинами, и члены их охотятся в горах или ловят рыбу в реках только на строго опре­ деленной территории. Горе тому, кто нару­ шит установленные границы. Вэйцы выра­ щивают разнообразные злаки, причем лю­ бят предугадывать, будет ли в предстоя­ щем году урожай или нет. Для этого знаю­ щие люди изучают расположение на неба созвездий. Но не только хлебное выращивают вэй­ цы. На полях их произрастает конопля, из которой они делают холсты. Они умеют также «воспитывать» шелковичных червей и из шелка-сырца ткать шелковые материи. В горах и густых лесах страны Вэй рыс­ кают огромные тигры и леопарды. Эти хищники наводят своей кровожадностью ужас на жителей поселков. Не случайно тигр у вэйцев обожествляется. Ему мо­ лятся и приносят жертвы, как божеству, грозному и могущественному. Вэйцы, как и фуюйцы, миролюбивы, нс если на них нападают, спуска не дают. Вра­ гов они обстреливают из мощных лукоз, сделанных из сандалового дерева. Но осо­ бенно примечательны у них копья: они на­ столько длинны, что одному воину с копьем не справиться. Копье берут в руки несколь­ ко воинов, стоящих друг за другом. Этот мощный таран наводит ужас на врагрв. К северу от вэйцев, на побережье Ве­ ликого (Японского) моря, расселился народ воцзюй. Это — родственные выше упомяну­ тым племенам люди, говорят они в основ­ ном на одном и том же языке, являющемся прототипом корейского. Плодородная, тучная земля воцзюй дает богатые урожаи. Не удивительно поэтому, что и населения здесь много: более пяти тысяч двопов. В каждом поселке делами вершит «Великий военачальник»— племен­ ной вождь. Очень интересны свадебные обряды воц­ зюй. Когда девочке исполняется 10 лет, ро­ дители устраивают помолвку с той семьей, с которой они хотели бы породниться. Опк отправляют будущую невесту в дом, где- она остается жить и воспитывается такой, какой родители жениха хотели бы ее ви­ деть в качестве жены своего сына. Одна­ ко по достижении совершеннолетия он« вновь возвращается под родительский крог и находится там до -тех пор, пока семей­ ство жениха не выплатит соложенный » таких случаях выкуп. Когда весь «калым> выплачен, девушка уходит навсегда из род­ ного дома и поселяется в жилище мужа. Погребальные обычаи воцзюйцев отлич­ ны от гаогюйлийских и, по-видимому, со­ держат более древние формы. У них суще- ствуют родовые или семейные усыпальни* цы— сооруженные из дерева погребальны»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2