Сибирские огни № 05 - 1970
напевать песню. Причем поет он так, что голос его не прерывается! Когда наступает двенадцатая луна, фуюйцы празднуют свой самый большой праздник и приносят жертвы Небу. Люди собираются большими компаниями, поют и едят несколько дней и ночей. Хозяева учти во обносят гостей специальными чарками, причем раньше чарку получает тот, кто рангом выше. Нельзя не подивиться и рангам чинов ников страны Фуюй — они, в качестве отли чия, носят названия различных пород до машнего скота. Поэтому на празднике мож но встретить мирно угощающихся чинов- ника-быка, чиновника-коня, чиновника- собаку Празднество это называется — «Встре чать бубен». Событие настолько великое, что в эти дни никого не наказывают, а преступников выпускают на свободу или, говоря по-нашему, амнистируют. Такое ми лосердие не означает, что у фуюйцев вооб ще наказания не строги — совсем напро тив: если, например, ты что-то украл, с те бя взыскивается стоимость украденного в двадцатикратвом размере. Смертью кара ется распутство. Точно так же, если жена невыносимо ревнивая, ее убивают, а тело уносят в горы. Если человек убил челове ка, убийцу зарывают в могиле вместе с жертвой. Преступников содержат в спе циально построенных домах (то есть в тюрьмах). Земля в стране Фуюй — ровная, с об ширными земельными угодьями. Люди па шут землю и выращивают на ней всевоз можные злаки. Как настоящие земледельцы, жители миролюбивы и добродушны и обыч но не производят набегов и грабежей. Но они храбры и могучи, когда на их край на падает враг. Окруженные земляными стена ми к опоясанные рвами, поселки превра щаются в неприступные крепости. Фуюйцы осыпают врага тучами стрел, рубят ме чами и пронзают насквозь копьями. Страна Фуюй славится своими товара ми, которые она поставляет соседям. Здесь можно приобрести красный мрамор, связки собольих шкурок. Хорош для изготовления украшений «Переливчатый жемчуг», добы ваемый из речных раковин. Иногда, правда, обстоятельства склады ваются так, что государь Фуюй решает на чать войну. Но и здесь войско не двинет ся в поход до тех пор, пока не будет произ ведено гадание. Небу в качестве жертвы преподносится бык. Заколов его, осматри вают копыта: если одно из них срослось, то поход должен окончиться победой, если же все копыта раздвоенные, поход откладыва ется до лучших времен. К юго-востоку от Гаогюйли и Фуюй на ходится страна Вэй. Здешние старики рас сказывают, что они родственники гюйлм. У них одинаков (как, впрочем, и у фуюй) язык. Жители страны считаются среди со седей простодушными и неприхотливыми. Так же, как фуюй, они отмечают праздник Луны, но не двенадцатый месяц, а деся тый. В это время несколько дней и ночей, «пьют и пляшут». Если фуюй свой лун ный праздник называет «Встречать бу бен», то у вэй это —«Плясать перед Небом* Вся земля в Вэй разделена между об щинами, и члены их охотятся в горах или ловят рыбу в реках только на строго опре деленной территории. Горе тому, кто нару шит установленные границы. Вэйцы выра щивают разнообразные злаки, причем лю бят предугадывать, будет ли в предстоя щем году урожай или нет. Для этого знаю щие люди изучают расположение на неба созвездий. Но не только хлебное выращивают вэй цы. На полях их произрастает конопля, из которой они делают холсты. Они умеют также «воспитывать» шелковичных червей и из шелка-сырца ткать шелковые материи. В горах и густых лесах страны Вэй рыс кают огромные тигры и леопарды. Эти хищники наводят своей кровожадностью ужас на жителей поселков. Не случайно тигр у вэйцев обожествляется. Ему мо лятся и приносят жертвы, как божеству, грозному и могущественному. Вэйцы, как и фуюйцы, миролюбивы, нс если на них нападают, спуска не дают. Вра гов они обстреливают из мощных лукоз, сделанных из сандалового дерева. Но осо бенно примечательны у них копья: они на столько длинны, что одному воину с копьем не справиться. Копье берут в руки несколь ко воинов, стоящих друг за другом. Этот мощный таран наводит ужас на врагрв. К северу от вэйцев, на побережье Ве ликого (Японского) моря, расселился народ воцзюй. Это — родственные выше упомяну тым племенам люди, говорят они в основ ном на одном и том же языке, являющемся прототипом корейского. Плодородная, тучная земля воцзюй дает богатые урожаи. Не удивительно поэтому, что и населения здесь много: более пяти тысяч двопов. В каждом поселке делами вершит «Великий военачальник»— племен ной вождь. Очень интересны свадебные обряды воц зюй. Когда девочке исполняется 10 лет, ро дители устраивают помолвку с той семьей, с которой они хотели бы породниться. Опк отправляют будущую невесту в дом, где- она остается жить и воспитывается такой, какой родители жениха хотели бы ее ви деть в качестве жены своего сына. Одна ко по достижении совершеннолетия он« вновь возвращается под родительский крог и находится там до -тех пор, пока семей ство жениха не выплатит соложенный » таких случаях выкуп. Когда весь «калым> выплачен, девушка уходит навсегда из род ного дома и поселяется в жилище мужа. Погребальные обычаи воцзюйцев отлич ны от гаогюйлийских и, по-видимому, со держат более древние формы. У них суще- ствуют родовые или семейные усыпальни* цы— сооруженные из дерева погребальны»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2