Сибирские огни № 05 - 1970
ликого СибйрсКЪТ'Ъ пути. Ермолов писал; «Сибирское хозяйство отличается полным отсутствием всякого шаблона, и каждый крестьянин самостоятельно устанавливает севооборот, применяясь к почве, рельефу, к климату... Охотно вносит в свое хозяйство те изменения, необходимость которых вы зывается изменениями обстановки, среди которой он живет». Далее министр пишет, что и переселенцы из европейской России придерживаются си бирской залежно-паровой системы, и лишь там, где начинается «утеснение в землеполь зовании», заметна тяга к более интенсивно му земледелию, к трехполью, но переход этот совершается постепенно и в первую очередь в местах с мощными, богатыми чернозе мами. Выходит, весь опыт прошлого означает думал Цыбенко, что современное интенсив ное хозяйство должно пользоваться такими приемами, которые давали бы замену преж ним «первобытным» способам ремонта зем ли, замену той же многолетней залежи, по скольку невозможность долго сеять «хлеб на хлеб» давно доказана здешними крестьяна ми. Собственно, к такому выводу мы приш ли после десяти лет опытов на миллионах гектаров «новых» земель. Не знакомство с трудами предшественников, не научные поис ки дали нам этот вывод: его принесла чер ная буря, покрывшая слоем гумуса столы и подоконники даже в самых высоких город ских домах. Теперь Цыбенко видит здесь, в Попаснен- ском совхозе, видел и в других местах, что за каких-то три-четыре года хлебная Ку- лунда сделала поворот к почвозащитному земледелию, для которого наша промыш ленность дала необходимую технику. Конеч но, освоение новых севооборотов —дело не одного года, но все же обозначился сдвиг, и это важно. Захотелось поделиться мыслями о прош лом опыте с Анатолием Ивановичем. В их биографиях много общего, хотя и заметна разница в возрасте. Выслушав Цыбенко, Сотов согласился с тем, что переложно-залежная система оправ дывала себя в свое время, что неумеренная распашка легких земель, «пропашная систе ма», монокультура пшеницы —все это при меры хищнического отношения к природным богатствам Кулунды, но тут же решительно возразил против «выборочного» земледелия. — Стыдно нам, с нашей наукой и техни кой, поворачивать взадпятки. — Ну, и помогает вам наука? — Поймали на слове,—рассмеялся Со тов и опять потер макушку.— Плохо пока помогает. А нужда в ней огромная! Заговорив о сельскохозяйственной науке, он как-то сразу утратил спокойствие и со лидность, даже привстал от волнения на ко лени, принялся жестикулировать. — У нас —у многих агрономов, хозяй ственников —шоры на глазах! Понимаете? Пусть помогут нам от них избавиться... Начали разбираться вместе в «шорной* проблеме. Наши сельскохозяйственные ву зы, говорил Сотов, произвели на свет не од но поколение «узконаправленных» агро номов. Агрономы по Прянишникову, агроно мы по Вильямсу, агрономы по Наливайко. Не было ни одного выпуска агрономов пос ледних десятилетий, которому не пришлось бы потом переучиваться, менять взгляды —* порой на все 180 градусов. Отсюда, рассуждал он, и легковерие на ше. Агроном-«пропашник», никогда не слы шавший имени Ивана Овсинского, вдруг про читал где-то его слова о том, что мелкая, двухдюймовая вспашка «есть именно тот таинственный деятель, который снял с изму ченных плеч земледельцев ужасное бремя засухи». И это для него — полное открове ние, от которого захватывает дух. А тут еше появляется в печати рассказ о другом агро- номе-опытнике, который «не пашет, не бо ронит, не культивирует землю, а только сеет семена и убирает урожай». Конечно же, уро жай небывало высокий. — И мы уже готовы поставить крест на всем тысячелетнем опыте земледелия, ухва титься за новую панацею! — Но ведь вы-то не ухватились,— заме тил Цыбенко.—Сами говорите, что от раз ных систем взяли рациональное зерно. — А мне повезло,—ответил он, вставая и отряхивая брюки. Цыбенко тоже встал. Сотов рассказал о своем отце, старом аг рономе. В доме у них была богатейшая биб лиотека. Когда сын поехал на целину, ста рик снабдил его такой литературой, какую «не проходят» в институте. Читал Сотов и Овсинского, и Фолкнера, и многое другое* что давно не издавалось и не стоит на пол ках общедоступных библиотек. — Плюс учеба в аспирантуре,—добавил он, когда они вновь сели в машину. — Ну, а как же все-таки шоры сни мать? — Широкое образование,— быстро ска зал Сотов.—Сейчас даже в «Тимирязевке» не преподают историю земледелия. Студен тов натаскивают на определенную систему агроприемов, как будто до нее ничего не бы ло со времен неолита. Сколько, например, зубьев у бороны, это каждый студент знает. Больше того, это выдается за достижение вуза —такие знания! А вот я лишь недавно прочитал у Бараева, что раннее весеннее бо ронование или, как нас учили, «прибивка влаги», возможно, просто самообман, пустая трата сил... Сколько подобных интересных мыслей у наший ученых! Я вот думаю иног да: почему бы не издать, хотя бы в попу лярном переложении, труды агрономов са мых разных направлений? Это помогло бы нашему самообразованию. Пока ехали вдоль лесополосы, Сотов еще и еще возвращался к той же проблеме Ему, например, кажется, что в последнее время слишком охотно говорят о большой само стоятельности специалистов, уповают на их знания и опыт. А почему не помогают сове тами? Почему не говорят о новейших откры
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2