Сибирские огни № 04 - 1970
Обернувшись, старик-художник увидел длинное лицо, щербатую, без двух передних зубов полуулыбку и умный прищур глаз. — Очень верный типаж,—похвалил Венька.—Честь вашей прони цательности. Изображаемый вами человек мне хорошо известен. По верьте, я не треплюсь, это герой нашего времени, новый дон Кихот. Тот оседлал клячу, а этот —башенный кран, разница только в этом. Венькина речь была чуть с присвистом, но уверенная и четкая, как бы отрепетированная заранее. Старик не разобрался —сказано ли всерьез или с подвохом. — Я художник,— уклончиво сказал он.—Это моя работа. — Так и я о том же! —радостно подхватил Венька.—У меня к вам творческое предложение. Что, если его,—он указал на Анатолия,—изоб разить ретроспективно? Вы, конечно, читали Маяковского. В его сочи нениях один товарищ, Победоносиков его фамилия, очень такой метод обожал. Он говорил: изобразите меня ретроспективно, то есть на ло шади! Художник вскочил так, будто складной стульчик вспыхнул под ним. «Ах ты, шельмец! Ну, погоди же! —Но парня уже не было рядом. Ста рик поверх очков глянул на длиннорукую, нескладную фигуру уда ляющегося насмешника.—Паганини...» И усмехнулся сам: Венька и вправду был чем-то похож на Паганини. Анатолий тоже глядел ему вслед. Он хотел бы догнать Веньку, ска зать ему что-нибудь обидное, причинить ему боль. Но он знал, что про тест его будет сейчас бессилен. Венька подошел, съязвил —и был таков. А его, Анатолия, в это время рисуют. А Кирилл все сдает смену Анне и никак не может сдать. Черт знает, что за нелепости! Это был недоб рый знак. Тягостное чувство бессилия возникало из нелепостей, а стои ло ему возникнуть, как новые нелепости в свою очередь шли одна за другой. Это было похоже на стихийное бедствие вроде урагана. Или землетрясения. А то еще с рассыпанной мозаикой можно было сравнить такое состояние: вместо картины —осколки. Всякий раз в таких слу чаях Анатолию приходилось по многу дней в нерешительности стоять над осколками, которые предстояло собрать. Такие землетрясения случа лись с ним не раз. Анатолий боялся их пуще всякой другой беды. Уже в беспокойстве он глянул еще раз наверх —не вышел ли Ки рилл из кабины крана, не спускается ли, наконец, потому что уже де сятый час, их обоих ждут теперь в комитете. Кирилла все не было. Из кабины крана открывалась даль на четыре стороны. Здесь, на высоте, был свет и простор. Был бы еще покой, и тогда места для жизни не сыскать лучше, чем кабина башенного крана. Но покоя —то го, который мы постоянно ищем,— такого покоя нет. Нигде нет. Кирилл сидел в позе царя Петра, который допрашивает неверного сына Алексея. Анна стояла перед ним виноватая. — Вот ты вернулась,—терпеливо допытывался Кирилл.—Санато рий бросила. На неделю раньше... *— На четыре дня,—уточнила Анна. Кирилл хлопнул себя по колену — Ну, какое это имеет значение! Ты к кому вернулась — к нему или ко мне? — Раньше ты таких вопросов не задавал. — Раньше —да. Теперь другое дело. Ты сама хорошо все понима ешь. И, пожалуйста, не прикидывайся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2