Сибирские огни № 04 - 1970

2. М о с т нижнего б ь еф а Башенные краны осеняли ажурными стрелами этот широкий мост. Здесь было место большой работы: весь бетон в тело плотины шел тогда еще по мосту. Он был местом большого движения —свиданий, гуляний, ожиданий, прощаний. Эко любо место —мост нижнего бьефа! Невский проспект... Утром тут встречались два потока. Со смены торопились — не прозевать бы автобус. На смену не спешили: надо было переки­ нуться словечком с ребятами, подмигнуть проходящим девушкам, по­ смотреть сверху, что сделано за сутки в котловане и по-прежнему ли ревет Енисей в пролетах плотины или, может быть, присмирел. — Молодой человек, сделайте одолжение. Если можете, постойте, пожалуйста, вот здесь. Предложение показалось Анатолию странным, он засмеялся и ска­ зал, что не может. — Напрасно смеетесь! Позирование перед художником — не позер­ ство. Почему-то этого не понимают. Меня, извините, удивляет такая неграмотность. Между собратьями (от художников в то лето отбою не было) стари­ кашка выделялся тем, что был антикварный, в холщовой блузе и широ­ кополой шляпе. Он даже носил пенсне. Уже больше месяца старикаш­ ка сидел на мосту под своим большим зонтом и трудился, не покла­ дая рук, рисуя по многу раз одно и то же: скалистый берег реки, завихрения у водобоя, самосвалы, краны, девчат-бетонщиц, туристов-зе- вак —все, что под руку подвернется. Анатолий сконфузился. — Я не смеюсь,—сказал он и, чтобы старик не усомнился в его искренности, поднял глаза.—Просто я не знаю, почему мне такая честь. — Да ничего вы не понимаете! —рассердился старик.—Честь... На девять утра был комитет назначен, времени оставалось около получаса, и Анатолий решил согласиться. Да, он, пожалуй, тут постоит. Отсюда хорошо видна была кабина крана, где в это время Кирилл сдавал смену Анне. Что-то уж чересчур долго он ее сдавал. Анатолий перегнулся над оградой моста и глянул вниз. Под мостом, стиснутый в четверть русла, шел Енисей. Он расшибал себе лоб о сте­ ну, дробился в брызги, вскипал пеной, ревел и метался, ярость его была неистова и неубывна. Попади туда человек и—нет человека! Анатолий повернулся лицом к старику. Тот жестами поспешил успо­ коить своего натурщика: пусть стоит как хочет, свободно. Но Анатолий, что там ни говори о грамотности, все же не хотел, чтобы видели, как его рисуют. «Веньки нет,—подумалось Анатолию.—Этот бы не упустил случая посмеяться». Так было почти всегда: стоило про Веньку вспомнить, и он сейчас же являлся. Проходя мимо, Венька Горелов и вправду все углядел. Он подошел к художнику, длинными, как плети, руками обнял себя пони­ же талии и, стоя так, долго рассматривал рисунок, выставив впе­ ред одну ногу. Эта его манера стоять производила странное впечатле­ ние: глядя со стороны, можно было подумать —у человека болит живот. — Вы, папаша, Рафаэль,—сказал Венька. Художник не отозвался, и тогда, чтобы скрыть иронию, Венька по­ спешил умерить тон. — Мастер! —добавил он.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2