Сибирские огни № 04 - 1970
тикой социал-демократического, больше вистского движения. Природа этой нравственности, ее мате риалистическая основа раскрывается писа тельницей в отношениях Ленина с Горьким. Задаваясь вопросом, что «эти два челове ка дали друг другу, за что и почему полю били друг друга и чем были нужны друг для друга»,, автор изучает историю их вза имоотношений, эпизоды их переписки, мо менты «отдаления» и «сближения». М. Ша- гинян решительно выступает против иссле дователей и критиков, считавших, что в переписке двух великих людей «только Ленин учил Горького и был односторонне нужен Горькому». Процесс этот, утвержда ет она, был взаимным, обоюдным. Ленину был «жизненно нужен» Горький. «Именно как антитеза, а не противник. Горький был художником» (выделено автором.— И. Ш.). Ленинская нравственность — понятие гра жданское, социальное, обогащенное не только опытом борьбы предшественников. Владимир Ильич вложил в него новое ка чество — действенность, научное предвиде ние будущего, мечту о нем. «...Я не могу представить его себе без этой прекрасной мечты о будущем счастье всех людей, о светлой, радостной жизни...— писал Горь кий.— Ленин больше человек, чем кто-ли бо иной из моих современников, и хотя его мысль, конечно, занята по преимуществу теми соображениями политики, которые ро мантик должен назвать «узко практически ми», но я уверен, что в редкие минуты от дыха эта боевая мысль уносится в прекрас ное будущее гораздо дальше и видит боль ше, чем я могу представить себе. Основная цель всей жизни Ленина — общечеловечес кое благо, и он неизменно должен прозре вать в отдалении веков конец того велико го процесса, началу коего аскетически и мужественно служит вся его воля...»1 Эти строчки из горьковской статьи 1920 года о Ленине нужны М. Шагинян для объяснения выдвинутой ею концепции ле нинской нравственности. Статья Горького, как известно, вызва ла тогда у Ленина недовольство, чувство протеста. Позже, как вспоминает Крупская, в последние дни жизни Владимир Ильич попросил ее «перечесть» статью. «Он слу шал и смотрел в окно,— писала Горькому Надежда Константиновна,— куда-то вдаль— итоги жизни подводил и о Вас думал».1 2 Прекрасно понимая, что заглянуть в тот миг в ленинскую душу нельзя, писательни ца, не боясь возражений в домысле, осмы сливает подобное желание Ленина стрем лением посмотреть «на себя самого», заду маться о себе, как о «человеке, мыслив шем, боровшемся, страдавшем, любившем, чувствовавшем». Соглашаясь с тезисом Горького: «Цель всей жизни Ленина , общечеловеческое благо»,— автор очерков не приемлет горьковского утверждения об 1 М. Г о р ь к и й . Владимир Ильич Ленин. «Коммунистический интернационал», 1920, № 12. 2 Журнал «Октябрь», июнь 1941 г., с. 22. аскетизме Ильича, настойчиво доказывает, что Владимиру Ильичу аскетизм был чужд, что он любил жизнь, «прошел через бла годатную личную любовь». «Огромная жизнь прожита, но не аскетическая,— стра стно спорит М. Шагинян с Горьким.— Жизнь на отказах, да на «отречении», на том великом отказе от увлекательного, за хватывающего, личного, во имя народного счастья,— великого творческого счастья главной любви, главной темы жизни». Очерки М. Шагинян привлекают поэзией исследования, сплавом публицистики и ли рики. Это не только повествование о Ле нине, чертах его характера. Это разговор художника с самим собой, углубление в писательское «я», свое осмысление жизни, стремление постичь тайны художественного творчества, его специфику и объективные законы. Выражение Ленина: «Не понимая дел, нельзя понять и людей иначе, как вне шне»,1— варьируется, рассматривается ею с разных сторон, воспринимается как «крае угольный камень эстетики Ленина, его по нимания лепки художественного образа в литературе». М. Шагинян отстаивает ле нинский принцип глубокого проникновения в характеры, человеческие связи и отноше ния. По ее мнению, искусство, способное захватить читателя, зрителя, «должно по коиться не на формально-логических, а на конкретно-социальных связях...» (выделено автором.— И. Ш.). Писать следует так, формулирует она свое авторское кредо, чтобы при одном только упоминании геро ев произведения читатель «представлял бы их себе, как живых, с плотью и кровью той человеческой особенности, какую мы именуем характером. Как живых — а не внешне — условно (выделено автором.— И. Ш.). Творческий успех М. Шагинян, ее нова торство в разработке ленинской темы объ ясняется тем, что писательница не боится впасть в «ересь», пЬдходит к разбору «ска занного Ильичей, как если б он был обы кновенным человеком...» Постижение ду ховного облика вождя невозможно для М. Шагинян без проникновения в сферу ленинских идей, его интеллекта. Силу ле нинского духа определяет, по ее мнению, материалистическая диалектика познания мира. Глубокие раздумья содержит очерк «В библиотеке Британского музея», где писательница говорит о роли библиотеки в жизни Ильича, о бережном его отношении к «тысячелетиям человеческой мысли», на копленным человечеством знаниям. Она вспоминает, как в юности поразилась поле мичности ленинских произведений: все в них ей показалось «движущимся, возража ющим, отвечающим на возражения сплошь полемическим». М. Шагинян приводит поправки Влади- | в. И. Л е н и н . Поли. собр. сочинений, т. 47. с. 221.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2