Сибирские огни № 04 - 1970
от всякой беллетризации материала, опи рается преимущественно на философское, публицистическое и лирическое осмысление ленинской темы, идет по следам ленинских поездок, мест пребывания Ильича в Нор мандии, Бретани, Италии и Лондоне, ис следует его труды, проникает в лаборато рию ленинской мысли, прослеживает взаи моотношения Владимира Ильича с Горь ким, создает образ своего «живого Лени на». Исследование ведется в разных аспек тах. В очерке «Воспитание коммуниста» автор' стремится «узнать и почувствовать, какие качества коммуниста сделали Л е нина вождем международного революци онного движения, почему и за что он стал так любим человечеством...» М. Шагинян привлекает искусство Ленина-агитатора «влиять и убеждать», его обаяние оратора. Она не доверяет общим фразам или оп ределениям, разбросанным во многих ста тьях, книгах и рассказах очевидцев, слу шавших Ленина. Для М. Шагинян важно раскрыть глубинное индивидуально-неповторимое в человеке, в его чувствах и раз мышлениях в момент общения или встречи с Владимиром Ильичей. Она вдумывается в слова Сен-Катаямы, описавшего доклад Ле нина в Большом Театре на Всероссийском съезде Советов, проникает в психологию японского революционера, размышляет о том, с каким оратором из числа самых ав торитетных зарубежных вождей в то вре мя мог бы он сравнить Ленина. Ссылаясь на факты, сопоставляя разные времена, раз ных людей (Бебеля, Плеханова), впечат ления Сен-Катаямы, В. Галлахера, Клары Цеткин и других, писательница делает «пер вый шаг» в познании «особенностей Лени на как агитатора». Проблема — Ленин и его соратники, Ленин и народ — рассматривается автором прежде всего как проблема этическая. Сек рет «огромной любви» к Владимиру Ильи чу миллионных масс, «любви не только ра зумом, но и сердцем» заключается, по мне нию М. Шагинян, в личных качествах вож дя — простоте, естественности, полном от сутствии тщеславия, в остро «реальном ощу щении бытия другого человека». «...В при сутствии живого Ленина,— утверждает ав тор,— и даже в чтении — одном только чте нии его книг — каждый из нас испытал живое счастье утверждения реальности сво его собственного бытия» (выделено авто ром.-- И. Ш.) Ленин не подавлял, а пробуждал и ук реплял в людях чувство их собственного достоинства, «очень ценил внутреннюю че ловеческую независимость». Но было бы неверным многое в Ленине объяснять толь ко личными качествами, субъективными осо бенностями его характера. Одной из важ ных причин, «почему людям было хорошо с Лениным и Ленину хорошо с людьми», было то, что во всех случаях он исходил из интересов трудящихся, рабочего класса, становился на позицию «рядового товари ща». Это было мерилом ленинской оценки человека, его деятельности, поступков. «Эти ка Ленина,— замечает М. Шагинян,— все ми своими корнями уходит в глубину диа лектико-материалистического сознания и ощущения мира, это новая этика материа листа». Ленинскую нравственность, таким обра зом, М. Шагинян определяет двупланово: в общечеловеческом ее содержании и в новом материалистическом качестве. Нравственный облик Ильича вырисовы вается в очерках постепенно, отдельными штрихами, деталями, добытыми ценой нап ряженных поисков и усилий. Это не только разыскание новых фактов и сведений о Ленине, об отдельных эпизодах его жизни, но и поиски метода изображения, подхода к исторической теме. Это, наконец, поиски средств борьбы с литературными штампами, инерцией мышления, собственными ошиб ками. В очерке «Рождество в Сорренто», раз мышляя о фразе Горького, сравнившего Ле нина с Колумбом, писательница назвала такое сравнение «еретическим». «Кто такой Христофор Колумб, чтобы сметь его срав нивать с Лениным... Обида,— писала она,— окрасилась негодованием, недоумением по адресу Горького...» Но постепенно осмы сливая собственную позицию, споря с со бой, М. Шагинян приходит к пониманию личных заблуждений: «Что произошло со мною за истекшие несколько десятков лет, если я... стала воспринимать самого доро гого, самого любимого из вождей, Ленина, как что-то нечеловеческое, надчеловеческое, с чем нельзя сравнивать никого другого, будь это архи-Колумбы (выделено авто ром.— И. Ш. )? Что произошло со мною, человеком восьми десятков лет, потеряв шим ощущение живого бытия настолько, что воспринимаю просто живое, как ересь, возрождаю понятие «еретический»? Начи наю возводить условности, участвовать в создании мифа, делать из фактов жизни — мифологемы?» Такое явление она объясняет «коркой», которой с годами обрастает человеческое сознание. «Корки старости», по ее мнению, «выглядят как штампы, как трафареты, как «модели». Писательница считает необходимым «со скабливать» с себя подобную «корку», ибо для художника особенно важно «с живым трепетом осваивать прошлое, потому что прошлое — еще в росте, его нельзя оста навливать на ходу, нельзя создавать из не го штампы и «модели». А тем более — в работе над темой о Ленине...» Стремление рассматривать прошлое «еще в росте», в движении, защита идеи непре рывности исторического развития принци пиально важны для понимания творческо го метода М. Шагинян, которая восприни мает нравственность Ленина как наследие предшествующих поколений, обогащенное учением революционных демократов и прак
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2