Сибирские огни № 04 - 1970
сложной диалектике их чувств и мыслей, любви и нежности. Р. Гамзатов в недавней беседе с Ч. Ай тматовым говорил, что «для искусства осо бенно важны конкретность и подробность бытия и психологии»1*. М. Прилежаева придерживается именно конкретности, всестороннего изображения ленинского бытия и психологии, постигает глубину интеллектуального мира Ильича, его духовное богатство не только в момен ты напряженной политической деятельности и борьбы, но и в бытовых, жизненных ус ловиях, в личных отношениях с любимой женщиной, родными и близкими людьми. Писательница стремится за будничным, незаметным увидеть особенное, ленинское — историческое и человеческое. Подобно М. Шагинян и А. Коптелову, М. Прилежаева воплощает образ Ленина средствами реалистического искусства. В ее книгах мы встречаемся не только с подлин ными событиями и фактами, -историческими лицами, но и точными зарисовками картин природы, обстоятельств быта, реальных от ношений между людьми. Воспроизведение семейной, личной атмосферы не нарушает историзма обстановки: точность бытовых картин оттеняет достоверность поступков героев, подлинность исторической среды и времени. Беллетристическое начало обеспечило по вествованию о реальных людях большую выразительность, способствовало раскован ности и свободе в использовании докумен тальных материалов. Иногда, впрочем, и М. Прилежаевой изменяет чувство меры, особенно в тех случаях, когда в историче ский сюжет вводятся вымышленные персо нажи, надуманные коллизии. В «Трех неде лях покоя» явно искусственна история Лизы Самсоновой и ее жениха-миллионера. Да и образ Юлдашбая, на мой взгляд, в чем-то повторяет образ Прохора из «Удивительно го года». Последние главы, рассказываю щие о заграничной жизни Ленина, его за ботах по изданию «Искры», мало связаны с главным сюжетом произведения. Органическое сочетание историко-науч ного исследования с художественным во ображением требует, несомненно, подлинно го мастерства. Опыт авторов «Семьи Улья новых» и «Первой Всероссийской», «Большо го зачина» и «Возгорится пламя», «Удиви тельного года» и «Трех недель покоя» убеж дает нас в том, что основой художествен ной правды является правда историческая, правда жизни и борьбы народа. Успеху в художественно-документальном повество вании может и должно способствовать творческое домысливание исторического материала, художественный анализ фак тов и документов, глубокое постижение их «психологии» и диалектической сущ ности. 1 Дорога в завтра. Диалог Расула Гамзатова с Чингизом Айтматовым. «Правда», 1 января 1970 г. В критике отмечался исследовательский пафос современной Ленинианы, глубина про никновения в мир Ленина, вмещающий в се бя не только жажду познания, энциклопе дический ум, широту интересов, философ ские и политические идеи, колоссальную сосредоточенность и титанический труд, обаяние «самого человечного человека», но и страсть борца, сильные чувства, привязан ности, нежность, любовь и дружбу. Н, К. Крупская говорила, что Владимир Ильич «любил жизнь во всей ее многогран ности»1. А. М. Горький отмечал у Ленина интерес «ко всему в мире»2, а старый боль шевик Н. Е. Буренин утверждал, что обще ние с Лениным вызывало «чувство какой-то полноты жизни»3. Джон Рид назвал Влади мира Ильича «локомотивом истории»4. Один из основателей Коммунистической партии Австрии Грубер написал о Ленине так: «В своей простоте величайший человек»5. Обнять и постичь этот ленинский мир нелегко. В меру своих возможностей и да рований наши писатели вносят определен ный вклад в решение сложной художествен ной задачи. Особенно .плодотворно исследо вательское начало сказалось в очерковом цикле М. Шагинян «Четыре урока у Лени на» («Воспоминания коммуниста», «По сле дам Ильича», «В библиотеке Британского музея», «Рождество в Сорренто») и в очер ке Б. Агапова «В Альпийских долинах». Продолжая тему, намеченную «Семьей Ульяновых» и «Первой Всероссийской», М. Шагинян посвящает свои очерки пости жению ленинских черт характера. Ее про изведения органически вбирают в себя опыт «исповедальной прозы», позволяющей авто ру естественно, непринужденно рассказать р времени, людях и о себе. Прикасаясь к ленинской теме, художник не только ис пытывает творческое волнение, вызванное важностью и сложностью эстетической за дачи, ответственностью перед совестью и историей, но и чувствует причастность лич ной своей судьбы, личного дела к бессмерт ному делу Ленина. Этот жар души, любовь к великому человеку, авторская взволно ванность придают повествованию особую эмоциональную окраску и задушевность, ли рическую тональность. Сохраняя преемст венность общих художественных принципов, свойственных романам о семье Ульяновых, переходя «в эпоху собственно сознательно го существования» Владимира Ильича, пи сательница изменяет «метод показа вре мени». В своих очерках она отказывается ' Н. К. К р у п с к а я . Воспоминания о Лени не. М., Политиздат, 1968, с. 473. 2 В. И. Л е н и н и А. М. Г о р ь к и й . Пись ма, воспоминания, документы, М., АН СССР, 1958, с. 233. 3 Н. Е. Б у р е н и н . Памятные годы. Л., Лен- издат, 1967, с. 83., ‘ Д ж о н Р и д . Локомотив истории. «Прав да», 1 ноября 1969 г. 3 Г р у б е р . Вождь и товарищ. «Правда», I ноября 1969 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2