Сибирские огни № 04 - 1970

сложной диалектике их чувств и мыслей, любви и нежности. Р. Гамзатов в недавней беседе с Ч. Ай­ тматовым говорил, что «для искусства осо­ бенно важны конкретность и подробность бытия и психологии»1*. М. Прилежаева придерживается именно конкретности, всестороннего изображения ленинского бытия и психологии, постигает глубину интеллектуального мира Ильича, его духовное богатство не только в момен­ ты напряженной политической деятельности и борьбы, но и в бытовых, жизненных ус­ ловиях, в личных отношениях с любимой женщиной, родными и близкими людьми. Писательница стремится за будничным, незаметным увидеть особенное, ленинское — историческое и человеческое. Подобно М. Шагинян и А. Коптелову, М. Прилежаева воплощает образ Ленина средствами реалистического искусства. В ее книгах мы встречаемся не только с подлин­ ными событиями и фактами, -историческими лицами, но и точными зарисовками картин природы, обстоятельств быта, реальных от­ ношений между людьми. Воспроизведение семейной, личной атмосферы не нарушает историзма обстановки: точность бытовых картин оттеняет достоверность поступков героев, подлинность исторической среды и времени. Беллетристическое начало обеспечило по­ вествованию о реальных людях большую выразительность, способствовало раскован­ ности и свободе в использовании докумен­ тальных материалов. Иногда, впрочем, и М. Прилежаевой изменяет чувство меры, особенно в тех случаях, когда в историче­ ский сюжет вводятся вымышленные персо­ нажи, надуманные коллизии. В «Трех неде­ лях покоя» явно искусственна история Лизы Самсоновой и ее жениха-миллионера. Да и образ Юлдашбая, на мой взгляд, в чем-то повторяет образ Прохора из «Удивительно­ го года». Последние главы, рассказываю­ щие о заграничной жизни Ленина, его за­ ботах по изданию «Искры», мало связаны с главным сюжетом произведения. Органическое сочетание историко-науч­ ного исследования с художественным во­ ображением требует, несомненно, подлинно­ го мастерства. Опыт авторов «Семьи Улья­ новых» и «Первой Всероссийской», «Большо­ го зачина» и «Возгорится пламя», «Удиви­ тельного года» и «Трех недель покоя» убеж­ дает нас в том, что основой художествен­ ной правды является правда историческая, правда жизни и борьбы народа. Успеху в художественно-документальном повество­ вании может и должно способствовать творческое домысливание исторического материала, художественный анализ фак­ тов и документов, глубокое постижение их «психологии» и диалектической сущ­ ности. 1 Дорога в завтра. Диалог Расула Гамзатова с Чингизом Айтматовым. «Правда», 1 января 1970 г. В критике отмечался исследовательский пафос современной Ленинианы, глубина про­ никновения в мир Ленина, вмещающий в се­ бя не только жажду познания, энциклопе­ дический ум, широту интересов, философ­ ские и политические идеи, колоссальную сосредоточенность и титанический труд, обаяние «самого человечного человека», но и страсть борца, сильные чувства, привязан­ ности, нежность, любовь и дружбу. Н, К. Крупская говорила, что Владимир Ильич «любил жизнь во всей ее многогран­ ности»1. А. М. Горький отмечал у Ленина интерес «ко всему в мире»2, а старый боль­ шевик Н. Е. Буренин утверждал, что обще­ ние с Лениным вызывало «чувство какой-то полноты жизни»3. Джон Рид назвал Влади­ мира Ильича «локомотивом истории»4. Один из основателей Коммунистической партии Австрии Грубер написал о Ленине так: «В своей простоте величайший человек»5. Обнять и постичь этот ленинский мир нелегко. В меру своих возможностей и да­ рований наши писатели вносят определен­ ный вклад в решение сложной художествен­ ной задачи. Особенно .плодотворно исследо­ вательское начало сказалось в очерковом цикле М. Шагинян «Четыре урока у Лени­ на» («Воспоминания коммуниста», «По сле­ дам Ильича», «В библиотеке Британского музея», «Рождество в Сорренто») и в очер­ ке Б. Агапова «В Альпийских долинах». Продолжая тему, намеченную «Семьей Ульяновых» и «Первой Всероссийской», М. Шагинян посвящает свои очерки пости­ жению ленинских черт характера. Ее про­ изведения органически вбирают в себя опыт «исповедальной прозы», позволяющей авто­ ру естественно, непринужденно рассказать р времени, людях и о себе. Прикасаясь к ленинской теме, художник не только ис­ пытывает творческое волнение, вызванное важностью и сложностью эстетической за­ дачи, ответственностью перед совестью и историей, но и чувствует причастность лич­ ной своей судьбы, личного дела к бессмерт­ ному делу Ленина. Этот жар души, любовь к великому человеку, авторская взволно­ ванность придают повествованию особую эмоциональную окраску и задушевность, ли­ рическую тональность. Сохраняя преемст­ венность общих художественных принципов, свойственных романам о семье Ульяновых, переходя «в эпоху собственно сознательно­ го существования» Владимира Ильича, пи­ сательница изменяет «метод показа вре­ мени». В своих очерках она отказывается ' Н. К. К р у п с к а я . Воспоминания о Лени­ не. М., Политиздат, 1968, с. 473. 2 В. И. Л е н и н и А. М. Г о р ь к и й . Пись­ ма, воспоминания, документы, М., АН СССР, 1958, с. 233. 3 Н. Е. Б у р е н и н . Памятные годы. Л., Лен- издат, 1967, с. 83., ‘ Д ж о н Р и д . Локомотив истории. «Прав­ да», 1 ноября 1969 г. 3 Г р у б е р . Вождь и товарищ. «Правда», I ноября 1969 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2