Сибирские огни № 04 - 1970
нием слишком быстрого «прозрения» юных героев, осознающих цели ,и пути революци онной борьбы. Большей удачи автор доби вается в изображении реальных историче ских персонажей, в раскрытии драматиче ской сюжетной линии Ульянов — Ванеев и особенно обстоятельств ленинской жизни и деятельности в Шушенском. Писательница утверждает, что она стре милась найти верное соотношение художе ственности и документальности, «заставить читателя увидеть реальное событие, увидеть действующих лиц, дать читателю возмож ность почувствовать, представить, вообра зить, как они ходят, жестикулируют, разго варивают, как общаются друг с другом, радуются, страдают, побеждают. Но для того, чтобы читатель увидел все это, долж на была увидеть сначала я сама. Стоя у окна в домике в Шушенском, я представля ла, как Владимир Ильич стоял вот здесь у конторки, заложив большие пальцы за пройму жилета, как Саяны кутались туча ми, как обмелевшую летом Шушу хмурила серая рябь. Я думала о том, что он чувст вовал присутствие Надежды Константинов ны, которая писала тут же за столом, как был рад, что она здесь в комнате, что милое ее лицо как-то особенно ясно и задумчиво. Одновременно я включала в повествование исторически документированные факты, по казывая разработку Лениным «Протеста семнадцати», ставшего призывом к завое ванию пролетариатом власти»1. М. Прилежаева избегает расширения временных границ (действие в повести раз вертывается в 1899 году, последнем году ленинской ссылки), пытается проникнуть в глубь известных фактов и событий, доби вается качественно иного их раскрытия, нового осмысления шушенского периода ленинской биографии. Ленин показан ею в неразрывной связи с эпохой, социальной средой, как автор ряда работ и книги «Раз витие капитализма в России», разрабаты вающий план создания партии, объединения разрозненных социал-демократических групп и кружков. Мы видим, как мужает творче ский гений, зреет политическая и философс кая мысль Владимира Ильича, как все бо лее обнажающиеся социальные противоре чия действительности и обострение классо вой борьбы вооружают его знанием истори ческой перспективы. Ленин изображен в повести энергичным, деятельным, показан в свойственной ему атмосфере борьбы. Тако ва, например, сцена, когда группа ссыльных марксистов у постели тяжело больного Ана толия Ванеева обсуждает ответ на про грамму петербургских ревизионистов, так называемое «кредо» Кусковой: «Владимир Ильич ухватил пальцами проймы жилета, остро прищурил глаза. Рез че прочертились морщинки к вискам... — Стоит ли объявлять бой? Марксист ское рабочее движение в самом начале. 1 М. П р и л е ж а е в а . Путь к великому об- р**у. «Вопросы литературы», 1969, № 9, с. 8. И уже народились противники в среде со циал-демократов. В Германии опасный про тивник, критик марксизма Бернштейн, не оригинальный, трусливый. Опаснейший. Чем пошлее и трусливее проповедь, тем легче находит последователей. Проповедь Эдуар да Бернштейна — экономизм, как зараза, ползет по Европе. Проповедь его — оппор тунизм, то есть, господа хозяева, давайте нам маленькие реформочки, мы сами уду шим свою революцию. Вот что значит оппор тунизм! Наша российская Кускова и иже с ней всего лишь позорные повторители эко номизма и оппортунизма Бернштайна. Оппортунизм растет. Сбивает рабочих с пу ти. Вступать ли нам в борьбу? Непременно! При любых обстоятельствах. Если не хотим потерять революцию». Метко и точно запечатлен здесь ленин ский порыв, единство жеста, внешнего дви жения с движением мысли, нарастающим протестом. На наших глазах происходит слияние чувства и убеждения, переход по нятия, политической формулы в действие, в поступки. Личность Ленина раскрывается в бога тейшей гамме мыслей, чувств и настроений. М. Прилежаевой удалось передать не толь ко идейную, революционную устремленность и привлекательность Ильича, внутреннюю силу мысли и воли, деловитость и убежден ность, но и магнетизм личного обаяния, его неотразимую нравственную красоту, душев ную щедрость и чуткость. Ведь приезд Вла димира Ильича и его товарищей в Ерма- ковское, обсуждение и подписывание «Про теста семнадцати» против экономизма — все это было, по свидетельству писательницы, большой радостью для больного Ванеева. Он снова действовал, снова жил жизнью борца: «— Дайте мне слово,— попросил Ванеев, вытягивая руку, сам весь подаваясь вперед. Доминика приподняла подушки, чтобы он лег повыше. Он полусидел, у него раскрас нелось лицо, он был молод и одухотворен но краоив! — Шесть лет назад мы, петербургские студенты, Глеб, Миша Сильвин, Зина Нев зорова, ты, Старков,— все мы читали Кар ла Маркса, запершись для конспирации в собственных комнатах. Приехал Владимир Ульянов. Поставил задачу: не сидеть по комнатам, запершись, надо, а идти к рабо чим, вооружить рабочий класс революцион ной наукой, марксизмом, и тогда разбудят- ся непобедимые силы. Что это? Предвиде ние? Да. Мы должны предвидеть. Кредо опасно. Кредо — первый шаг российского оппортунизма. Если не остановим, будет второй, третий, десятый. Надо остановить. Мы обязаны не дать оппортунистам расша тывать революционные силы! Надо суровее их осудить. Еще суровее...». Такова неотразимая сила ульяновского влияния, воздействия его революционной страстности и воли на товарищей. Ленинское начало побеждает, воплощается в мыслях и делах его единомышленников. Повесть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2