Сибирские огни № 04 - 1970

«Дерзкая и страстная отвага» Ленина, по свидетельству М. Прилежаевой, порази­ ла ее в незабываемые двадцатые годы, ког­ да молоденькой учительницей она прорабо­ тала две зимы в небольшом сельце Перея­ славского уезда Владимирской губернии. Местный старожил-учитель рассказал ей о том, как в соседнюю деревню Горки, стоя­ щую на высоком берегу тихой речушки Ша­ хи, в 1894 году приезжал Владимир Ильич к студенту-технологу Ганшину, нелегально печатавшему в усадьбе своего отца ленин­ скую книгу «Что такое «друзья народа»...» «Какой силой предвидения, каким бес­ страшием мысли,— восхищалась позже М . Прилежаева,— был одарен тот молодой, еще немногим людям известный марксист, который в конце прошлого века неколебимо поверил: в России коммунистическая рево­ люция будет!»1. К ленинской теме писательница присту­ пила «после долгих сомнений и колебаний», глубоко изучив историю революционного движения. Так были созданы повесть «На­ чало» и роман «Под северным небом», в ко­ торых ряд глав посвящен началу политиче­ ской деятельности Владимира Ульянова и Надежды Крупской в Петербурге, их зна­ комству и любви, совместной работе, перво­ му аресту Ленина. «Воспоминания о Горках и памятном до­ ме Ганшиных,— тв ори т М. Прилежаева,— все чаще посещали меня. Собственно, я уже тогда сделала попытку обратиться к воссоз­ данию образа Ленина, но эта попытка была еще слишком робкой... Я покорно следовала строго зафиксированным фактам, боялась хоть на шаг отступить от того, что уже бы­ ло в печати»* 2. Итогом длительных творческих поисков явилась книга «Удивительный год», повест­ вующая, как и коптеловские романы, о шу­ шенском периоде ссылки Владимира Ильи­ ча. Собирая материалы для книги, автор находит полузабытые или вовсе неизвест­ ные воспоминания, заметки и письма това­ рищей Ленина той поры, совершает поездку по ленинским местам. На новом этапе рабо­ ты жизнь свела М. Прилежаеву с ближай­ шим другом и сподвижником Ильича Г. М. Кржижановским, общение с которым дало ей «живое представление о том, каким был Ленин и в периоды исторических дей­ ствий, на съездах, заседаниях и митингах, в кругу друзей-революционеров, и дома, сре­ ди родных и близких». Признавая, что «пи­ сателю необычайно важен и драгоценен ка­ ждый штрих жизни Ленина, каждое, даже самое небольшое свидетельство современни­ ка, которому выпало счастье работать вбли­ зи вождя», М. Прилежаева избирает путь свободного использования документальных источников, придерживается горьковского 'М . П р и л е ж а е в а . С каждым годом до­ роже, роднее. «Правда», 23 марта 1969 г. 2 М. П р и л е ж а е в а . Путь к великому об­ разу. «Вопросы литературы», 1969, № 9 , с. 6. положения быть верным не самим фактам, а психологии фактов... По ее мнению, «ис­ кусство без условности невозможно. Самые правдивые произведения, созданные писа- телями-классиками, порождены не только наблюдениями, но и в большей или меньшей степени творческим воображением. Разве могут исторические деятели (а такое тре­ бование иногда приходится слышать!) гово­ рить друг с другом цитатами из своих про­ изведений или писем? Писатель, художник вкладывает в уста своего героя те слова, которые считает уместными и необходимы­ ми. Писатель создает необходимые ему жизненные ситуации; произведения на исто­ рические темы населяются обобщенными вымышленными героями». Исходя из этих принципов, М. Приле­ жаева вводит в свою повесть второстепен­ ного вымышленного героя— типографского рабочего Прохора, во многом еще не опыт­ ного, наивного паренька. Ленинская тема разрабатывается ею в единстве с темой ду­ ховного и политического роста людей из народа, представителей социальных низов. Судьба Прохора — это типичная судьба по­ коления, той части рабочей молодежи, ко­ торая, пройдя суровую школу социального бесправия, жизненных испытаний и невзгод, вступила на рубеже двадцатого века на путь революционной борьбы. В повести убе­ дительно, достоверно показано, как в труд­ ных, критических обстоятельствах, на по­ мощь Прохору приходят подлинные друзья и товарищи. Первоначально, в Подольске,— Анна Ильинична и мать Ленина — Мария Александровна, позже, в далекой Сибири,— ’Политические ссыльные Сильвины, Промин- ские, Лепешинекие, Надежда Константинов­ на Крупская, Доминика Труховская. Художественно правдива история о том, как прямодушный, честный парень, труже­ ник всем сердцем и сознанием тянется к ре­ волюционерам, жадно слушает слова ленин­ ской правды. Он недостаточно глубоко еще разбирается в социальных противоречиях действительности, но, приобщаясь к револю­ ционному делу, начинает мыслить и действо­ вать со всей страстью обретшего истинный путь человека. В критике отмечалось (и с этим нельзя не согласиться), что образ молодого типо­ графского рабочего Прохора, читающего выходящую из печатного станка корректу­ ру «Развития капитализма в России»,—не­ плохая сюжетная находка. Однако «случай­ ный» приезд Прохора в Подольск на дачу Марии_Александровны Ульяновой и его «случайная» ссылка в деревню Ермаковское рядом с Шушенским носят чересчур явный «служебный» характер...»1. Искусственна, на мой взгляд, и беллетризованная схема; Ленин — Паша и Леопольд Проминский, В' которой реальные человеческие отношения нередко подменяются назидательностью, сентиментальными сентенциями, изображе- 1 В. О с и п о в . Земное небо гения. «Мояодав гвардия», 1967, № 4, с. 260.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2