Сибирские огни № 04 - 1970
удивительнее! — увидели красные головки настоящего голландского сыра. — Ну-с, что вы теперь скажете? — заго ворил Владимир Ильич, хитровато прищу риваясь,— Кончается ваша хваленая пат риархальщина». „В изображении А. Коптелова Ленин не только простой, обыкновенный человек, чуждый какой бы то ни было позы, но и выдающийся по своему интеллектуальному и моральному уровню деятель, крупнейший ученый-мыслитель.» Во втором романе рас крывается сила ленинского интеллекта, про слеживается зарождение ленинских идей, их развитие и трансформация под воздей ствием жизненной практики и борьбы, их окончательное оформление в научно-объ ективные выводы. Читателя захватывает напряжение ищущей ленинской мысли, уст ремленность к цели, предвидение революции. Жизненные факты, встречи и беседы с людьми, столкновения с политическими про тивниками вызывают постоянные размышле ния Владимира Ильича. Его тонкий, про ницательный ум исследователя, прирожден ного диалектика улавливает сложные и противоречивые связи явлений, устанавли вает закономерности общественного разви тия и классовой борьбы. Теоретические по ложения Владимира Ильича, как правило, вытекают из наблюдений за процессами живой действительности, жизни местного населения, подтверждающими верность ле нинских прогнозов об исторических судь бах страны. Для примера сошлемся на сцену, где автор показывает Владимира Ильича размышляющим о новом фабрич ном законе, ущемляющем интересы трудя щихся: «Этот закон не принесет успокоения. Пусть не надеются господа капиталисты. Наоборот, закон даст новый толчок рево люционному делу. И большой толчок. Сто ит только внимательно присмотреться к пролетарскому движению,— оно давно уже вышло за пределы Петербурга, Баку, Ива ново-Вознесенска, Твери, Екатеринослава. Всюду крепнут наши силы. А когда будет своя социал-демократическая рабочая пар тия... Не удастся правительству отделаться столь ничтожной уступкой. Не удастся!» А вот другой пример, подтверждающий авторскую мысль о том, что охотничьи по ходы и поездки радовали Ленина встреча ми с местными крестьянами: «Там завя зывались разговоры по душам, открыва лись новые, ранее неизвестные ему, сторо ны деревенской жизни. То, о чем он судил по книгам да отчетам статистов, посте пенно представало перед ним в лицах. Вот недавно на охоте он узнал, что в Сибири нет наделов — землей пользуются по пра ву захвата, и, само собой разумеется, все лучшие земли захвачены кулаками. Да, да. В Шушенском беднякам остались какие-то крошечные полоски на песках, где нечего рассчитывать на урожай. И этот разговор пригодился для книги». \ А ленинские наблюдения за взаимоотно шениями бедняка Сосипатыча и рвущегося в кулаки Зырянова, наблюдения, привед шие к обобщающим выводам о глубоком социальном расслоении деревни! Подобных моментов немало в коптеловских романах. Повествование в них ведется двупланово. С одной стороны, мы видим Ленина за книгой, находящимся на охоте, беседующим с разными людьми, наблюдающим, слуша ющим. С другой — Владимир Ильич по стоянно анализирует, сопоставляет, оце нивает увиденное или услышанное, делает выводы, обобщения. Но частое использова ние такого приема, особенно во второй книге романа «Возгорится пламя», приво дит иногда к упрощенности, прямолиней ности в изображении внутренней жизни Ленина, противоречит замыслу автора, стремящегося к многомерности, многогран ности в раскрытии ленинского характера. Придерживаясь фактической основы ле нинской биографии, А. Коптелов, как мы уже знаем, прибегает нередко к домыслу. Обращение его к домыслу правомерно, вы текает из скрытых, потенциальных возмож ностей, заложенных в документах. Это за метно отличает романы писателя от других произведений о Ленине соотношением в них фактов и домысла. Строгое соблюдение до стоверности в большей степени проявилось в главной сюжетной линии — в отборе со бытий, жизненных эпизодов, ленинских вы сказываний, сцен и картин, в которых дей ствует Владимир Ильич. Каждое появле ние Ленина не только обусловлено истори чески, но художественно мотивировано. Этого же принципа писатель придержива ется и в обрисовке Марии Александровны, сестер и брата Владимира Ильича, Мар ка Елизарова, Надежды Крупской и ее матери Елизаветы Васильевны. Безупречной достоверностью отличают ся копгеловские портреты крестьян, зари совки сибирской природы, картины деревен ского быта, сцены охоты. В то время как ленинская сюжетная линия написана сдер^- жанно, особенно в сфере личных отношений Ильича и Крупской, более раскованно ав тор повествует о единомышленниках Лени на, находящихся в ссылке. В ¡истории супру гов Ванеевых, Кржижановских, Старковых, Лепешинских, сестер Окуловых, в описании трагической судьбы Федосеева писатель бо лее свободно пользуется вымыслом, смелее домысливает сцены интимной жизни, пере живания и настроения героев. Критика по достоинству оценила «Боль шой зачин» и первую книгу романа «Воз горится ¡пламя». В журнальном варианте второй книги отмечены попытки беллетри зации ленинской биографии, подмена твор ческого осмысления фактов иллюстратив ностью, повторение творческих приемов.Шо эти недостатки не умаляют новаторских до стижений А. Коптелова, создавшего одним из первых в нашей литературе художест венно достоверный, полнокровный образ Владимира Ильича в начальный период его революционной деятельности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2