Сибирские огни № 04 - 1970
русскую почву. Явление — Ленин настоль ко органично, настолько исторически обу словлено воем ходом предыдущей истории русских общественных движений, что не знать их по-настоящему, во всей их живой ■наглядности — значит, повторяю, не понять всей необходимости и неизбежности появ ления ленинизма» («Литературная газета», 1 мая 1965 г., стр. 2). Историческая предыстория Ленина осмы сливается в романах М. Шагинян в традици ях В. Маяковского. Здесь нет заимствова ния, подражания великому предшественни ку. В поэме В. Маяковского, как мы знаем, ленинская предыстория давалась сжато, в публицистическом плане, в то время как М. Шагинян, расширяя сферу изображения, воссоздает ее во всей полноте, на значи тельном фактическом материале, использует иной арсенал изобразительных средств. Всем содержанием своих произведений, системой образов и картин, художественно правдиво, достоверно она убеждает и доказывает ■истинно русскую, национальную почву ле нинизма, историческую закономерность для России Ленина и революции. С неменьшей глубиной исследуется ею и семейная атмосфера Ульяновых, домашние устои и традиции, система воспитания де тей, взаимоотношения в семье. Прослежи вая историю <*гца и матери Ленина со вре мени их знакомства в Пензе, события их се мейной жизни в последующие годы, «пре бывая в их атмосфере, в их среде, на их об щественно-политической позиции», М. Ша гинян постоянно ощущала «высокую нрав ственную норму» поведения Ульяновых, «не отступно жила под воздействием этой нор мы». «Мне,— говорила она,— на каждом шагу открывалась «общечеловечность» того, что я считала личной историей семьи Улья новых». Эту «нормальность», переходящую в «нормативность», прочность семьи писатель ница видит в духовном единстве Ульяно вых, в их демократических убеждениях, ду шевной чуткости и такте, большой культуре и образованности. Естественно, подобная духовная атмосфера сыграла первостепен ную роль в воспитании Владимира Ильича, его сестер я братьев, ставших революционе рами. В произведениях М. Шагинян ощутимо тонкое чувство художественной меры. Она точна в передаче глубинного движения ду ши, портрета, выразительных деталей, ла конична в диалоге, в использовании пей зажных зарисовок. Исторические сведения, документы и прочие архивные данные, уме ло отобранные и обработанные ею, как пра вило, органически вплетаются в художест венную ткань романа, составляя его плоть и естество; реже они включаются в повест вование в первозданном виде как живое свидетельство эпохи. Отдавая должное фак тическим источникам (протоколам Симбир ского Соединенного педагогического совета 60-х годов), автор «Первой Всероссийской» утверждает непреходящую ценность доку мента. «Эти большие аккуратные тетради сохранились доныне,— пишет она,— и сколь ко ни ругай канцелярщину, «списывание бу маг, то, что так часто считают простым хла мом, годным разве в утиль,— время высоко поднимает над безостановочно бегущей жизнью эту исписанную бумагу, оно превра щает ее в драгоценный документ. А доку мент важен и для картины прошлого, важен и сам по себе, если в нем, как живая муш ка в золотом соку янтаря, запечатлелась мысль человеческая, интересная для потом ков. Развернув нынче, спустя целый век, протоколы тогдашних педагогических сове щаний, педагог мог бы найти для себя не только драгоценный след прожитой боль шой жизни — жизни отца величайшего че ловека нашей эры,— но я много полезного для сегодняшней нашей школы». Художественная ценность и значение «Семьи Ульяновых» и «Первой Всероссий ской» — в исторически достоверном изо бражении людей и событий, в правдивом показе духовной атмосферы времени, пред шествовавшей появлению ленинизма. Наибольшей художественной убедитель ности М. Шагинян добивается там, где сле дует документу, где не выходит за рамки реально происходившего, где домысливает лишь отдельные эпизоды и моменты вну тренней жизни действующих лиц. Там, где она отступает от этого принципа, где обра щается к вымышленным героям и ситуаци ям, беллетризации исторических событий, ее подстерегают трудности и неудачи. Белле- тризованная сюжетная линяя интеллигента Федора Ивановича, народницы Леночки и социалиста Жоржа Феррари не слилась, на мой взгляд, органически с сюжетной струк турой романа «Первая Всероссийская». Вы мышленные персонажи здесь лишены той одухотворенности и человеческой естествен ности, которая свойственна, например, Илье Николаевичу яли Марии Александровне. Ill Ленинская тема впервые взволновала А. Коптелова в конце 40-х годов, во время поездки с С. Сартаковым по югу Краснояр ского края, когда писатель побывал в ме стах ссылки Владимира Ильича и Надеж ды Константиновны, посетил окрестности озера Перово, подымался на Песчаную и Журавлиную горни... «В ту осень,— вспо минает он,— у меня появилась мысль о по вести, посвященной сибирскому периоду жизни величайшего человека. Я стал изучать документы и свидетельства современни ков»1. Однако серьезная работа в архива* и библиотеках началась позже; А. Коптело» вновь посетил Красноярск и Минусинск Шушенское и Ермаковское, «проехал нь пароходе по Енисею, повидался с людьми, помнившими Владимира Ильича и Надежд'. 'А . К о п т е л о в. Сибирь — край поэтический. «Вопросы литературы», 1965, № 6, с. 52,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2