Сибирские огни № 04 - 1970
стилизацию, всякую музейность, то есть от бросить материальные детали, устаревшие особенности речи, вышедшие из употребления одежду и обстановку, а начать с самого человека—с героя своей повести, для кото рого его время и есть то настоящее, совре менное время», каким для нас является на ше время. «И надо суметь передать истори ческого человека в исторической обстановке его эпохи,— утверждает писательница,— именно в этом естественном и необходимом ощущении «настоящего времени»... того са мого «сейчас», без которого «в обстановке, в психологии, в языке, в самоощущении, в политическом, общественном и всяком дру гом рефлексе нет естественного, живого че ловека, какой бы эпохи он ни был и в ка ком бы периоде истории вы его ни изобра жали». И лишь на следующем этапе работы, считает М. Шагинян, когда воплотится в воображении автора это человеческое «сей час» героя, следует «наращивать» вокруг не го строго исторические конкретности язы ка, одежды, материальной культуры, спо собов передвижения и т. д. Строгая документальная основа опреде лила жанр обеих произведений М. Шагинян как роман-хронику. Именно хроникальный роман позволяет наиболее естественно, ор ганично сплавить реальные исторические со бытия, архивные данные и мемуарные све дения с авторским домыслом, авторской концепцией. «...Главное правило при писа нии романа-хроники — ...ничего не выдумы вать о ведущих линиях и персонажах ро мана. А там, где дается у меня воля вооб ражению, это делается лишь при одном ус ловии: чтоб все воображаемое было в при роде и логике вещей, и не только могло, но и должно было т&к случиться» («Литера турная газета», 1 мая 1965 г., стр. 2). Семейная хроника Ульяновых дана в единстве с хроникой социальной, историче ской, культурной. Факты и события 60— 70 годов прошлого столетия не просто исто рический фон или средство оживления по вествования, «прикрепления» героев к кон кретному времени. Они движут сюжет, оп ределяют личные коллизии персонажей, яв ляются для них необходимой естественной средой. В «Семье Ульяновых» и «Первой Все российской» с хронологической последова тельностью прослеживаются сложные про цессы капитализирующейся России первых десятилетий после отмены крепостного пра ва — голод и обнищание ограбленного ре формой крестьянства, крестьянские волне ния, брожение в умах демократически на строенной интеллигенции, каракозовщина, усиление реакции, тяга трудовых масс к зна ниям, просвещению, зарождение первых на роднических организаций. Все это преломляется в сознании и дея тельности Ильи Николаевича Ульянова, в его учительской и инспекторской практике в Пензе, затем в Нижнем Новгороде и Сим бирске. Показывая основы новаторской пе дагогической системы Ильи Николаевича, его неустанные поиски новых форм и мето дов преподавания, увлеченность педагоги кой Ушинского, страстное служение делу народного образования, М. Шагинян воссоз дает образ подлинно русского интеллиген- та-разночинца, личность гуманную, одухот воренную, наделенную высокими нравствен ными качествами, видящую свой граждан ский долг в просвещении народа. Гумани стическая сущность характера Ильи Нико лаевича проявляется не только в отношени ях с родными и близкими, со своими воспи танниками, но, прежде всего, в отношении его к народным учителям, в борьбе за на родную школу. С документальной тщатель ностью, особенно в романе «Первая Всерос сийская», писательница исследует деятель ность инспектора Ульянова, который как бы «сеял и взращивал» нужных людей, воспи тывал и формировал новый тип народного учителя — подвижника и демократа. Следует помнить, что романы об Улья новых, по свидетельству самой М. Шагинян, были задуманы как «большой эпос об исто ках того нравственного мира, той духовной атмосферы, в которой зародилось и разви лось учение Ленина». Поэтому характер Ильи Николаевича, духовная жизнь семьи Ульяновых не могут быть поняты вне осве щения общих закономерностей русской об щественной жизни тех лет, социальных про тиворечий и идейной борьбы. Демократические убеждения Ильи Нико лаевича, как и членов его семьи, складыва лись и формировались не только под влия нием воспитания, условий жизни и быта, но и проповедей Чернышевского, Добролюбо ва, Писарева, взглядов Лобачевского и Ушинского, зарождающегося народническо го движения и начинающего проникать в Россию марксистского учения. «Эта стра стная проповедь»,— пишет критик Ф. Кузне цов,— вкупе с могущественным гласом рус ской литературы сформировала нравственно целый культурный слой разночинной, демо кратической, просветительской интеллиген ции России второй половины XIX века, той самой интеллигенции, к которой принадле жал и Илья Николаевич Ульянов. Именно их усилиями «по всей стране поднималась волна интереса к народу», святого, подвиж нического отношения к нему («Юность», 1969, № 6, стр. 58). Н. К. Крупская говорила, что «нельзя изображать 70-е годы, как годы, когда ре волюционное движение затихло, оно пошло иными путями, развивалось в иных фор мах»; М. Шагинян воспринимает этот пери од как «время выступления русской моло дежи на сцену истории, время хождения в народ, формирования «Земли и воли», а под конец этих годов — народовольничества...» «Классическая триада возникновения марк сизма,— говорит писательница,— немецкая философия, английская политическая эконо мия, французский социализм — совершенно не снимает необходимости знать, что пред шествовало проникновению марксизма на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2