Сибирские огни № 04 - 1970
реннюю духовную жизнь Ильича. Права, на мой взгляд, Л. Фоменко, считающая, что «фактическая, документальная убедитель ность не может, не должна убивать в искус стве убедительности поэтической!»1. Писатели-документалисты, создавшие наиболее удачные произведения Ленинианы, не отказываются от права на вымысел и со блюдают в то же время требование правди вого изображения исторической действи тельности, непреложной исторической точ ности. Искусство не является фотографией, зеркальным отражением жизни. Путь к ху дожественной правде лежит через отбор и обобщение единичных фактов и явлений, через выявление глубинной их сути, законо мерностей развития, установления причин ных и прочих связей, домысливания отдель ных звеньев и ситуаций. Сложный этот про цесс не поддается четкой регламентации: в творчестве каждого художника, в каждом отдельном случае он неповторим, индиви дуален... И, конечно же, дело здесь не в дозировке, не в количественном преоблада нии фактов над вымыслом и, наоборот, не. в точном соблюдении равенства двух слага емых, а ,в органической, напоминающей хи мическую реакцию, переплавке факта жиз ни в факт искусства, трансформации доку мента, реального живого человека в худо жественный образ, картину. Все зависит от мастерства, поэтического дара или такта, того самого «чуть-чуть», которое свойствен но только художнику. II Героическая жизнь и деятельность Ильи ча, его идеи привлекали М. Шагинян с .пер вых дней Советской власти. В. И. Ленин дал положительную оценку ее роману «Пе ремена», публиковавшемуся в начале 1923 года в журнале «Красная но.вь». Позже М. Шагинян с благодарностью скажет: «До рогой отзыв Владимира Ильича светил мне всю мою советскую жизнь, помогал пере живать тяжелые минуты и давал силы сно ва и снова трудиться, преодолевая свои слабости и ошибки» (М. Шагинян. Автобио графия. В кн. «Семья Ульяновых», М., «Худ. лит.», 1959, с. 664). Волнующая ленинская тема захватила писательницу в скорбные дни 1924 года, ког да были опубликованы ее стихотворение и статья под одноименным названием «Смерть Ленина». Высказанную .в статье мысль по праву молено назвать программной для творчества М. Шагинян: «Для людей мира Владимир Ильич Ленин был и остается об разом лучшего сына человечества: есть что любить! Есть кого любить! Истоками этой нежности будут питаться наша жизнь я .на ше искусство, из нее вырастет легенда Ленина» Владимиру Ильичу М. Шапинян посвя 1 Л. Ф о м е н к о . Достоверность факта и лравда чувства. «Вопросы литературы», 1969 г., № 6, с. 20. тила многочисленные очерки, статьи, расска зы, дневниковые записки. Она исколесила нашу страну, побывала во многих зару бежных странах и везде с дотошностью журналиста и ученого-исследователя выяс няла, изучала все, что прямо или косвенно имело отношение к ленинской теме. Итогом ее многолетних поездок, поисков и наблюде ний, работы в архивах, бесед с современни ками Ульяновых, родственниками и сорат никами Ильича явились романы-хроники «Семья Ульяновых» и «Первая Всероссий ская», первые две части задуманной трило гии о Ленине '«Билет по истории», над ко торыми писательница работала около 30 лет. Для творческой манеры М. Шагинян характерна опора на документ, живые про цессы исторической или текущей действи тельности. Об этом свидетельствует упомя нутый нами роман «Перемена» — «быль о гражданской войне», написанная «по све жим следам пережитого, по дневнику и га зетам», роман «Гидроцентраль», сборники очерков «Ткварчельский уголь», «Урал в обороне», «По дорогам пятилетки», «Путе шествие по Советской Армении», «От Мур манска до Керчи» и многие другие вещи. Романы о семье Ульяновых также доку ментальны. В основе их — богатейшие фак тические источники, из которых, по замеча нию автора, с одной стороны, «надо было уметь отобрать самое достоверное», а с дру гой—:«нужно было уметь безжалостно от секать за недостоверностью даже очень яр кие, очень соблазнительные материалы...» Отстаивая принцип исторической достовер ности, Шагинян считала, что каждое слово в ее романах ¡«должно быть строго доку ментировано, обдумано, выбрано с .великой тщательностью» («Вопросы литературы», 1963, № 7, стр. 90). Многолетнее изучение архивов, докумен тов, кропотливый труд исследователя, дли тельная творческая практика определили новый взгляд писательницы на проблему историзма в художественно-историческом повествовании. Она решительно выступает против искусственной «стилизации», к ко торой прибегают многие зарубежные и со ветские авторы исторических романов. Стре мясь воскресить относящуюся к действию романа эпоху, они, считает Шагинян, пред намеренно переносят читателя в «прошед шее время», «погружаются в словесные осо бенности этой эпохи, возрождают архаиз мы — вышедшие из употребления слова, синтаксис в его устаревших оборотах, го няются за деталями, за формой одежды, приводят события, вычитанные из газет,— словом, добросовестно воспроизводят обста новку, а своих героев заставляют подчи няться этой стилизованной обстановке...» Подобные приемы сочинения «историче ских романов» М. Шагинян считает «в кор не порочными». По ее мнению, для пра вильного представления об исторической эпохе, изображаемой в произведении, автор должен «на время совершенно забыть всякую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2