Сибирские огни № 04 - 1970

реннюю духовную жизнь Ильича. Права, на мой взгляд, Л. Фоменко, считающая, что «фактическая, документальная убедитель­ ность не может, не должна убивать в искус­ стве убедительности поэтической!»1. Писатели-документалисты, создавшие наиболее удачные произведения Ленинианы, не отказываются от права на вымысел и со­ блюдают в то же время требование правди­ вого изображения исторической действи­ тельности, непреложной исторической точ­ ности. Искусство не является фотографией, зеркальным отражением жизни. Путь к ху­ дожественной правде лежит через отбор и обобщение единичных фактов и явлений, через выявление глубинной их сути, законо­ мерностей развития, установления причин­ ных и прочих связей, домысливания отдель­ ных звеньев и ситуаций. Сложный этот про­ цесс не поддается четкой регламентации: в творчестве каждого художника, в каждом отдельном случае он неповторим, индиви­ дуален... И, конечно же, дело здесь не в дозировке, не в количественном преоблада­ нии фактов над вымыслом и, наоборот, не. в точном соблюдении равенства двух слага­ емых, а ,в органической, напоминающей хи­ мическую реакцию, переплавке факта жиз­ ни в факт искусства, трансформации доку­ мента, реального живого человека в худо­ жественный образ, картину. Все зависит от мастерства, поэтического дара или такта, того самого «чуть-чуть», которое свойствен­ но только художнику. II Героическая жизнь и деятельность Ильи­ ча, его идеи привлекали М. Шагинян с .пер­ вых дней Советской власти. В. И. Ленин дал положительную оценку ее роману «Пе­ ремена», публиковавшемуся в начале 1923 года в журнале «Красная но.вь». Позже М. Шагинян с благодарностью скажет: «До­ рогой отзыв Владимира Ильича светил мне всю мою советскую жизнь, помогал пере­ живать тяжелые минуты и давал силы сно­ ва и снова трудиться, преодолевая свои слабости и ошибки» (М. Шагинян. Автобио­ графия. В кн. «Семья Ульяновых», М., «Худ. лит.», 1959, с. 664). Волнующая ленинская тема захватила писательницу в скорбные дни 1924 года, ког­ да были опубликованы ее стихотворение и статья под одноименным названием «Смерть Ленина». Высказанную .в статье мысль по праву молено назвать программной для творчества М. Шагинян: «Для людей мира Владимир Ильич Ленин был и остается об­ разом лучшего сына человечества: есть что любить! Есть кого любить! Истоками этой нежности будут питаться наша жизнь я .на­ ше искусство, из нее вырастет легенда Ленина» Владимиру Ильичу М. Шапинян посвя­ 1 Л. Ф о м е н к о . Достоверность факта и лравда чувства. «Вопросы литературы», 1969 г., № 6, с. 20. тила многочисленные очерки, статьи, расска­ зы, дневниковые записки. Она исколесила нашу страну, побывала во многих зару­ бежных странах и везде с дотошностью журналиста и ученого-исследователя выяс­ няла, изучала все, что прямо или косвенно имело отношение к ленинской теме. Итогом ее многолетних поездок, поисков и наблюде­ ний, работы в архивах, бесед с современни­ ками Ульяновых, родственниками и сорат­ никами Ильича явились романы-хроники «Семья Ульяновых» и «Первая Всероссий­ ская», первые две части задуманной трило­ гии о Ленине '«Билет по истории», над ко­ торыми писательница работала около 30 лет. Для творческой манеры М. Шагинян характерна опора на документ, живые про­ цессы исторической или текущей действи­ тельности. Об этом свидетельствует упомя­ нутый нами роман «Перемена» — «быль о гражданской войне», написанная «по све­ жим следам пережитого, по дневнику и га­ зетам», роман «Гидроцентраль», сборники очерков «Ткварчельский уголь», «Урал в обороне», «По дорогам пятилетки», «Путе­ шествие по Советской Армении», «От Мур­ манска до Керчи» и многие другие вещи. Романы о семье Ульяновых также доку­ ментальны. В основе их — богатейшие фак­ тические источники, из которых, по замеча­ нию автора, с одной стороны, «надо было уметь отобрать самое достоверное», а с дру­ гой—:«нужно было уметь безжалостно от­ секать за недостоверностью даже очень яр­ кие, очень соблазнительные материалы...» Отстаивая принцип исторической достовер­ ности, Шагинян считала, что каждое слово в ее романах ¡«должно быть строго доку­ ментировано, обдумано, выбрано с .великой тщательностью» («Вопросы литературы», 1963, № 7, стр. 90). Многолетнее изучение архивов, докумен­ тов, кропотливый труд исследователя, дли­ тельная творческая практика определили новый взгляд писательницы на проблему историзма в художественно-историческом повествовании. Она решительно выступает против искусственной «стилизации», к ко­ торой прибегают многие зарубежные и со­ ветские авторы исторических романов. Стре­ мясь воскресить относящуюся к действию романа эпоху, они, считает Шагинян, пред­ намеренно переносят читателя в «прошед­ шее время», «погружаются в словесные осо­ бенности этой эпохи, возрождают архаиз­ мы — вышедшие из употребления слова, синтаксис в его устаревших оборотах, го­ няются за деталями, за формой одежды, приводят события, вычитанные из газет,— словом, добросовестно воспроизводят обста­ новку, а своих героев заставляют подчи­ няться этой стилизованной обстановке...» Подобные приемы сочинения «историче­ ских романов» М. Шагинян считает «в кор­ не порочными». По ее мнению, для пра­ вильного представления об исторической эпохе, изображаемой в произведении, автор должен «на время совершенно забыть всякую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2