Сибирские огни № 04 - 1970
И. ШЕХОВЦОВ Черты дорогого образа ' I Освоение ленинской темы, как правило, начинается с изучения массы источников: 'ленинских работ, писем, телеграмм, истори ческих фактов и событий, данных архивов, мемуаристики, воспоминаний и прочих до кументов. Источники эти несут в себе огромный эмоциональный заряд, в них с необычайной силой сконцентрирован и спрессован опыт величайшей революцион ной эпохи. Поэзия ленинских документов неисчерпаема, как неисчерпаемы и художе ственные возможности воссоздания образа Владимира Ильича. В современном искусстве и литературе наметились две основные тенденции в рас крытии ленинской темы. Первая предпола гает изображение Ленина крупным планом, обобщенно, как титана истории, великого мыслителя и стратега, создателя Коммуни стической партии и Советского государства. Тенденция эта берет начало от поэмы В. Маяковского «В. И. Ленин». Теоретиче ское обоснование ее мы находим у А. Кор нейчука: «Ленин — великий гений. Его об раз грандиозен сам по себе; совершенно не допустимы, на мой взгляд, всевозможные бытовые подробности, мельчащие фигуру гения». («Вопросы литературы», 1969, № 1, стр. 7). Сторонники второй тенденции, не отвер гая поэтики широких обобщений, придер живаются документальности и портретной точности образа Ленина, исторических, био графических и бытовых деталей. Эта линия, идущая, несомненно, от М. Горького, его знаменитого очерка о Ленине, живого до кумента времени, находит продолжение и развитие в произведениях современной ху дожественно-документальной Ленинианы, ведущей художественные поиски в разных жанрах и направлениях, опирающейся на малоизвестные историко-биографические ма териалы о семье,, родных и близких Ленина, его соратниках, ранних и поздних периодах, отдельных эпизодах ленинской жизни и дея тельности. Истоки семьи Ульяновых, социальная среда, оказавшая влияние на духовное фор мирование Ленина, воссоздаются М. Шаги- ня.н в романах «Семья Ульяновых» и «Пер вая Всероссийская». Революционная дея тельность Владимира Ильича, его поиски и сплочение единомышленников, борьба с ца ризмом отражены в романах А. Коптелова «Большой зачин» и «Возгорится пламя», в повестях М. Прилежаевой «Удивительный год» и «Три недели покоя». Период пребывания Ленина за границей, размежевание и борьба с политическими противниками, подготовка к социалистиче ской революции описаны в очерке Б. Ага пова «В Альпийских долинах» и М. Шаги- нян в очерковом цикле «Четыре урока у Ленина». О Ленине — руководителе перво го в мире Советского государства, Ленине — дипломате рассказывает многоплановый ро ман С. Дангулова «Дипломаты». Перед нами произведения разных твор ческих задач, разного идейно-художествен ного уровня, объединенные сквозной темой. Главное в них — строго историческая доку ментальная основа, определяющая принци пы подхода к теме, рассмотрение актуаль ной проблемы нашей эстетики —проблемы соотношения достоверного и вымышленно го, факта, документа и авторской концеп ции, исторически объективного и субъектив ного в документальном повествовании. Практика многих писателей, работаю щих в области историко-революционной те мы, давно, казалось бы, очертила границы допустимого вымысла в художественно-до кументальном творчестве. Общеизвестны труды и высказывания Белинского 30—40-х годов прошлого века, касающиеся творче ских проблем исторической беллетристики. Он отстаивал право художника, описываю щего исторические события, на вымысел или
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2