Сибирские огни № 04 - 1970

игрывая» действительность, драматург вскрывает в ней сложные «властительные связи» своего времени. Что же касается истории (уроков прошлого), то она сущест­ вует не для того, чтобы ею пренебрегать. В произведении М. Шатрова, написанном на ленинскую тему, непосредственно Влади­ мир Ильич не выступает. Он лежит, тяжело раненный, где-то в соседних комнатах. О нем говорят, на него ссылаются, идет передача телеграмм председателя Совнаркома. При этом важно отметить, что внесценическая структура образа вождя тождественна ло­ гике сюжета пьесы Он также философичен: Ленин живет в собирательном портрете большевиков. Драматург проводит мысль о всеобъем­ лющем человеке партии, который прибли­ жается к ленинскому характеру, но не ис­ черпывается лишь такой близостью (герои Шатрова индивидуальны, неповторимы). Это образ сложный. Разобраться в нем опять-таки помогают ленинские суждения. В пьесе приводится разговор Владимира Ильича с американцем. В ответ на вопрос последнего: «Кю будет вашим преемни­ ком?»,—Ленин взял чистый лист бумаги и начал рисовать круг, разделив его на не­ равные секторы. Рисовал и говорил: «Я мо­ гу охватить вот этот сектор .. и этот... и этот. У меня есть возможность заштриховать за­ нимаемую ими площадь... А вот эти и эти— немоту. Сначала я сам пытался это сделать, а потом постепенно меня дополнили люди, которые вместе со мной и составляют все­ объемлющего человека партии. Только этот человек может охватить все части ог­ ромного целого...», Изображая большевиков-ленинцев, дра­ матург дает нам возможность увидеть в каждом из них Человека с большой буквы, почувствовать атмосферу доверия, в которой выступают наркомы. Этот авторский замы­ сел активно реализуется уже в зачине пье­ сы. Перед нами люди высокой нравственной чистоты, раскован; ой мысли, спорящие, ду­ мающие вслух, вышучивающие друг друга без оглядки на авторитеты. И уже твердо веришь, что «всякая претензия самодоволь­ ной чопорности, неискренности или чинопо­ читание должны разлететься, как дым, в этой (доросой, насмешливой и откровенной среде»1 С развитием действия в пьесе все более усиливается тревога за жизнь Владимира Ильича, за судьбу революции. «Как же те­ перь будет?.. Выдержим ли?»— спрашивает Стеклов. «Сумеем ли мы приблизиться к Ильичевой беспристрастности,— продолжает его мысль Загорский,— к отсечению всего личного в политике». Наркомы вспоминают, с какой смелостью и настойчивостью пре­ творял Ильич в жизнь марксизм, делая это по-своему, по-ленински; говоря словами Горького, «как ломал и гнул он идеи», ког­ да этого требовали интересы народа, рево­ люции. «Сколько раз мы, люди партийные, 1 В. Л н ш и ■ Посев и жатва, «Новый мир», *«68. ЛА 9. е. 200. Маркса изучившие,— признается Покров­ ский,— пожимали плечами, слушая его? А в итоге оч оказывался прав». Вот и теперь, в пору обсуждения вопроса о терроре, создается впечатление, что харак­ тер Ленина, его политический опыт, муд­ рость и глубина интеллекта, опо'редован- ные в большевиках, сдерживают огромную стихию, противопоставив ей разум, кипению чувств. —анализ событий, интересы класса. При этом драматург раскрывает ленинское влияние отнюдь не как следствие культа силы и власти. Авторитет личности Влади­ мира Ильича —«это авторитет мысли и убеждения, исключающий слепое повинозе- ние и бездумную исполнительное». Пьеса М. Шатрова захватывает своими важными и емкими мыслями. Она скорее слушается, нежели смотрится. позволяя зрителям «снова и снова понять, что же такое Ленин и большевики в судьбе каж­ дого. в жизни страны, в биографии рево­ люции»1. Художественная Лениниана —одно из самых больших достижений нашей драма­ тургии. Но не все написанное о Ленине для театра одинаков ценно. На рубеже пятиде­ сятых — шестидесятых годов появился це­ лый ряд пьес, рассказывающих о юноше­ ских годах Володи Ульянопа и начале е'О революционной деятельности. Мы встре­ чаемся с авторами ратных творческих по­ черков, обращающимися подчас к одним и тем же жизненным ситуациям, конфликтам. Сюжетной бли-о-тью отмечены пье^ы «На­ чало пути» Бернацкого, «Мой сын Володя» Яковлева. «Буре навстречу» Ишмуратова, «Гроза на рассвете» Зильбермана и Хо- лялина. Справедливости ради необходимо ска­ зать, что в этом ряду произведений и в не­ которых других пьесах о вожде можно встретить еще художественную невзыска­ тельность. которая обнаруживает себя в сюжетосложении, отборе жизненного мате­ риала, построении образов и т п. Сюжетная рыхлость, иллюстративность вместо дей­ ствия. поверхностность, а го и ошибочво"ть характеристик определили кратковремен­ ность сценической жизни пьес «Три копня веры» Вирты, «С его именем в серлце» Вол- кова-Кривушч, «Сквозь грозы» Кычакова, «Заря над Питером» Вербицкого. Теперь все чаше можно слышать требо­ вания гохазать ленинский образ на сиена во всей многогранности его натуры и ду­ ховном богатстве Требование справедливое. Но, к сожалению, здесь иногда мы встре­ чаемся с авторским субъективизмом, с ху­ дожественными просчетами. В трактовке Ленина — человека и вождя в отдельных случаях есть еще налет сентиментальности или несвойственной Ильичу игры в вождизм, попытки взглянуть на себя со стороны как на олицетворение всео&щей «справедливо­ 1 В Л. П и м е н о в . Высокая мера требова­ тельности. «Правда», 1968, 23 октября.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2