Сибирские огни № 04 - 1970
депцию образа, ее просчеты в какой-то сте пени отражают слова, вложенные писателем в уста самого Ильича. В последнем акте, уже разбитый параличом, он говорит: «И вообще, когда меня не станет, можете рассказать, чтс Ленин умер, не обратив на это внимания» Здесь пол видом торжест ва «воли разума» все-таки преподносится векое «самоутешательство» «Большевики» — произведение четкое по мысли и компактное по действию. М Шат ров изображает трагический для народа и партии день покушения на Владимира Ильича Идет заседание Совнаркома, первое без Ленина, но оно раскрывается как на пряженное биение ленинской мысли, воздей ствие политического опыта и интеллекта вождя Зрелише в «Большевиках» играет довольно незначительную роль При первом знакомстве с пьесой в театре она даже ка жется скучноватой. На сиене господствует «свободный, беспорядочный разговор среди острейших политических тем и забот». Од нако за всем этим видится ленинская гвар дия, люди необычайной нравственной чи ст- ты, большого размаха мысли В отношениях между ними господствуют деловитость, чув ство революционного товарищества, про стота, юмор и т. п. Отдельные мотивы острейших политиче ских тем контрапунктом звучат уже в экспозиции пьесы — «пестром» разговоре народных комиссаров перед началом засе дания. Они вспоминают, как Ленин умел просто и неожиданно разрешать полемику между членами правительства: говорят о злоключениях Вали Першиковой из Цари- цина. Девушка нашла в какой-то брошюре ильичевекий портрет и подрисовала ему усы побольше, бороду, а на глаза очки. Царицинскне чекисты усмотрели в этом контрреволюционный заговор. «Ильич сме ялся, материал для фетьетона». Чичерин говорит об опасности себялюбия в партии; Луначарский — о «паскудстве гак называе мого общечеловеческого гуманизма» Вино куров сообщает, что в Питере, в связи с убийством Урицкого, на заводах и фабри ках настроение нервное. И вот — «стопудовая весть»: ранен Ленин Налицо — острога ситуации. Массы рвутся к мести, ждут от правительства ка ких-то конкретных шагов Пестрота моти вов и многоголосина, звучащая в начале действия, теперь фокусируются в вопросе о терроре во всей его сложности и безотлага тельности На этой основе вырастает фило софия пьесы и главная ее проблематика — революционной нравсчвенности. На первых порах «железная необходи мость» массового террора без судов и три буналов представляется неотвратимой, обу словленной самими обстоятельствами. Свя тость Фемиды здесь беспомощна. В репли ках персонажей дает о себе знать чувство — как живая реакция на конкретные события. Оно начинает уступать место анализу лишь С появлением на сиене нового героя.. Имя ему — История. «Допрашивая» ее, в частно сти, опыт Великой французской революции, наркомы «высвечивают» историю и свой критический взгляд на нее. В их смелом, объективном анализе прошлого получают отражение ленинская раскованность мысли, нравственная взыскательность большеви ков. Противоречивым, сложным, поучитель ным предстает опыт якобинцев, обладавших «мужеством беззакония». Атмосфрра стра ха и ужаса, которую они породили, погло тила их самих Робеспьер и его друзья по гибли не от руки короля или интервентов, а от руки тех, е кем прошли долгий и труд ный путь революции. Бесконтрольность, зло употребления властью, бюрократизм — вот реальные плоды террора якобинцев И ни кто,— говорит Луначарский,— «ни Робеспь ер, ни Сен-Жюст ничего уже не могут с этим сделать. Они не могут выступить против чиновничьей бюрократии, потому что эта бюрократия стала их единственной опорой! Ну, а в таких условиях даже личная не приязнь членов правительства может дать искру, которая возгорится всепожирающим пламенем». В споре о тактике партии, в думах о Ленине, просто в человеческих переживани ях раскрываются характеры героев, нрав ственный идеал людей, понимающих, какую ответственность возложила на них история, какие нелегкие задачи каждодневно выдви гает перед ними революция. И еще: «Одно дело настроение класса, другое — его корен ные интересы —- могут и не совпадать». На до уметь понимать и отличать их. «Трудная эта наука — революция... Мудрая, слож ная,— говорит Покровский.— Интересно, по бедив, останемся ли мы такими же?» Один из критиков при опенке пьесы М. Шатрова заметил, что французская ре волюция и природа Октября политически и идейно различны Поэтому драматургу и те атру «Современник», поставившему «Боль шевиков», будто бы изменяет чувство под линного историзма. Не будем придирчивы к формулировкам, а обратимся к существу вопроса. М Шатров, словно бы предпола гая возможность такого упрека, включил в пьесу следующую реплику Я. Свердлова: «Владимир Ильич не раз говорил нам, что неподвижных граней между буржуазной и пролетарской революциями нет. Поэтому вопрос о крайностях, который нас сегодня так интересовал, имеет для нас громадное, я бы сказал, далеко не частное значение». Вряд ли будет справедливо утверждать, что в «Большевиках» автор сближает идей но французскую и Октябрьскую революции. Он говорит лишь о явлениях, заложенных в самой природе революции как схватке клас сов и партий — о внутренних пружинах и механизме диктатуры, которые затем опре деляют более глубинные процессы М. Шат рову удалось мастерски передать связь вре мен Зритель глубоко ощущает, что на сие не бьется мысль не столько над историче ским прошлым сколько нал проблемами, волнующими большевиков сегодня. «Пере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2