Сибирские огни № 04 - 1970
фоном, на котором развертывается основ ная сюжетная линия. Оба эти обстоятельства, вытекающие из требований правды революции, ее истории, отнюдь не предопределяют жанровой специ фики пьес о Ленине как исторических. Их историзм особый: он проявляется в законо мерностях эпохи, с которой неразрывно слит образ Ильича, в движении к новым фор мам жизни и требует глубочайших идейно художественных обобщений, высокого уров ня типизации. Хотя это и не противоречит природе подлинно реалистического искус ства применительно к любым жанрам, тем не менее в раскрытии ленинской гемы, как ни в какой другой, художник должен быть историком и мыслителем одновременно. Та кими чертами отмечены лучшие пьесы о вожде, где условность и вымысел, опираю щиеся на определенную документальность, сама образная система превалируют над историографией. Творческая «фантазия» Погодина помог ла ему создать высокохудожественную, ис торически правдивую трилогию о Ленине с образами Шадрина, Забелина, Дятлова, це ликом порожденными силою и богатством авторского воображения. Условность и вы мысел во многом определили сюжетную ор ганизацию «Вечного источника», хотя из восноминаний С. Гиля мы узнаем, что не далеко от Москвы, в селе Мальиево-Бро- дово, по инициативе Ленина летом 1918 го да действительно был создан совхоз, наз ванный «Лесные поляны». Владимир Ильич сам заботливо следил за организацией сов хоза, помогал советами1. Какие-то призна ки этого события отражены и в пьесе Д. Зо рина — произведении, безусловно, историче ском, но лишь в том смысле и постольку, поскольку оно отражает существенные осо бенности времени, те проблемы, которые приходилось решать вождю вместе с на родом. Несколько обострившееся за последнее десятилетие внимание к историзму произве дений о вожде, в общем-то, понятно и объ яснимо. Дело в том, что историческая дра ма долгое время была у нас на положении пасынка «Ее место на сцене,— пишет А. Ка раганов,— занимала иллюстративная био графическая пьеса»1 2 с назойливой правотой героя и «частичным» включением в действие второстепенных персонажей. «Сочиненная» таким образом схема приводила нередко к отступлению от исторической правды в трактовке сложных событий революции и образа ее вождя. Обозначившаяся же в современной Лениниане тенденция более пристального внимания к историческим фактам и проблемам времени, к развитию драмы «через характер главного персона жа» выражает стремление искусства к объективному изображению полноты и прав ды жизни (надо сказать, что далеко не 1 См.: С. К. Г и л ь . Шесть лет с В. И. Лени ным. М., «Молодая гвардия». 1957, с. 38. 2 А. К а р а г а н о в . Характеры и обстоятель ства. М., «Сов. писатель», 1959. с. 319. всем, пишущим сегодня о Ленине, удается достичь в своих произведениях такой пол ноты, избежать соблазна иллюстративно сти), наконец, к художественной убедитель ности в изображении не только историче ских событий, но и лиц, Ленина прежде всего. Современная Лениниана несет на себе следы непрестанных новаторских поисков, приближаясь то к историческим художест венным структурам, то к произведениям бо лее сложной формы с элементами услов ности, не исключающей права на фантазию. И тот и другой путь оправданы самой при родой искусства социалистического реа лизма. ТРУДНАЯ ЭТА НАУКА — РЕВОЛЮЦИЯ Ленинская тема в искусстве так или ина че несет определенную философскую мысль о революции и ее гениальном творце. К фи лософичности в трактовке образа вождя тяготеет Н. Погодин в «Третьей патетиче ской». Судьба Ленива, составляющая один из мотивов пьесы, овеяна героическим дра матизмом. Писатель раскрывает трагедию великого человека, который, понимая, что- дни его сочтены, верит в то, что люди, вос питанные им, доведут начатое дело до по беды. Своя философия лежит в основа «Вечного источника» и некоторых других произведений, рассказывающих о том, как нелегко было Ильичу в сложной, противо речивой обстановке революции. Более от четливо признаки философской драмы, ее жанровая и тематическая определенность выступают в пьесах «Человек выше своей судьбы» И. Сельвинского и «Тридцатое ав густа» («Большевики»1) М. Шатрова. И. Сельвинский создал высокую траге дию, написанную стихами. Автор пытается донести до нас представления вождя о бу дущем коммунистическом обществе и рол« личности в революции, решает извечную проблему жизни и смерти. По форме траге дия «Человек выше своей судьбы» скорее всего пьеса-диспут. Драматург сталкивает характеры в спорах, имеющих принципиаль ное значение для понимания прошлого и еще более существенных для восприятия дня сегодняшнего. Выступают образы-сим волы, глашатаи политических и философ ских представлений. Вводятся интермедии, выполняющие роль исторических ассоциа ций. Автору блестяще удались многие диа логи. Что касается философской основы пьесы и характеристики ленинского образа, то в них можно обнаружить известные противо речия. В обрисовке вождя нередко встреча ются удачные места, богатство психологиче ской нюансировки; вместе с тем, художни ка иногда покидает чувство меры, пресле дует соблазн модернизации. В целом, к о ь 1 Под таким названием пьеса поставлена мо сковским театром «Современник» и другим» театрами страны. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2