Сибирские огни № 04 - 1970
В известных строках: Далеко, давным, годов за двести, первые про Ленина восходят вести.—« справедливо видят отправной момент к восприятию исторической масштабности по эмы Маяковского, в которой Ленин дан на фоне всей истории революции. Наша драматургия не имеет столь удачного при мера раздвижения исторических рамок в изображении вождя. Но попытка обратить ся к «векам» нашла отражение в эпосе И. Сельвинского «Россия», охватывающем период русской истории от Ливонгкой вой ны до Октября 1917 года. Собственно ле нинская гема звучит только в заключи тельной части трилогии — пьесе «Большой Кирилл», задуманной автором в качестве завершающей страницы эпического пове ствования о прошлом нашего народа, ко торая вместе с гем открывает начало но вой эпохи в его жизни. Связующими звениями всей трилогии является судьба многих поколений русских крепостных, бун тарей. защитников родины, умельцев Мохо вых. По-своем> «итожит» ее соратник Ле нина, активный участник революционных боев Кирилл Чохов В финале второй части, озаглавленной «Царь да бунтарь», Петр Первый произно сит над телом главного воина Никиты Че хова, героически погибшего в кандалах при сражении со шведским флотом- Ты принял смерть за свой родимый край! А нас с гобой грядущее ш с с у д и т 1 Пьеса «Большой Кирилл» и есть тог са мый суд прошлого с настоящим. Ленинская тема получила в ней широкое историческое звучание, непосредственно же Ильич вы ступает только в сиенах на площади у Фин ляндского вокзала и в штабе Смольного Его энергичная деятельность, четкость не многословных реплик, распоряжений, нако нец, резкость, с какой он отчитывает расте рявшихся в сложной обстановке вооружен ного восстания, дают возможность почувст вовать целеустремленность, энергию вождя революции Этими сведениями, немногим от личающимися от того, что было уже сказа но о Ленине другими художниками, по су ществу. исчерпывается его характеристика В сценах с участием Владимира Ильича автор все же не поднимается над хрони кальной иллюстративностью, решая более «чисто живописные», нежели познаватель но-драма г\ ргпческие задачи. Народная драма Сельвинского могла бы развернуться в значительное произведение о Ленине, но ей недостает психологической глубины и гой органичности драматургиче ского действия, которые должны быть зало жены уже в самом построении сюжета, в определяющей ~вязи образа вождя ■ тина- 'И . Г е л ь в и н с к и й Россия Избранные произволения в двух гемах, г 2. Гослитиздат, М., 1960, с 434 В более ранних изданиях эта часть трилогии называлась «От Полтавы до Гангута». микой основных коллизий и жизненных пе рипетий пьесы. Историческая картина, нари сованная автором в «Большом Кирилле», слишком пестра, мозаична, перенаселена эпизодическими фигурами, что снизило сце нические качества произведения. Однако опыт Сельвинского в жанре «широкоформат. ной» исторической пьесы о Ленине заслужи вает пристального внимания писателей и театра, ищущих сегодня пути создания ори гинальных эпических полотен художествен ной Ленинианы Если такое внимание правомерно в от ношении историко монументальных произве дений. то не меньший интерес вызывает и документальная драматургия, правдиво вос создающая отдельные факты и события, ха рактеризующие жизнь партии, Советского государства, Ленина. В этом жанре успешно выступил молодой драматург М Шатров. На первых порах в творчестве М. Шат рова начала складываться своя тюзовская Лениниана (его пьесы «Именем революции» и «День тишины» вошли в репертуар теат ров юного зрителя). Но вот в середине ше стидесятых годов появилось вполне «взрос лое» произведение писателя о вожде —«Ше стое июля» — как опыт документальной драмы В ней изображен разгром контррево люционного лево-эсеровского мятежа 1918 года Историзм и хроникальнпсть определяют внешнюю, событийную канву пьесы М Шат рова В действие включено более грех де сятков известных исторических лиц; высту пают и фигуры часового, рабочего, коррес пондентов Детальная разработка образов уступает место информации, бемым зари совкам, собирательным оценкам Все эго не оспоримо. И гем не менее, «Шестое июля* не сходит со сцены Сравнительно не гак давно пьеса, с некоторой доработкой, экра низирована Фильм хорошо принят зрите лем, демонстрировался на кинофестивале в Карловых Варах. В чем же причина попу лярности произведения М Шатрова5 Сначала о критике В отзывах на поста новку пьесы отмечалась ее «фотографиче ская сухость», которая «не часто дает вы плеснуться эмоциональному». Имелись в виду человеческие характеры, их психоло гическая нюансировка и характер Ленина прежде всего Следует ли ставить в вину драматургу эту эмоциональную сдержан ность без учета его творческого замысла, избранного автором принципа абсолютного документализма? Мы все еще как-то забы ваем известное высказывание Пушкина о том, что драматического писателя следует судить по законам, им самим над собой признанным. М Шатров прослеживает события с до кументальной и хронологической точностью, фиксирует их по часам и минутам, раскры вая одну за другой акции Советского пра вительства по разгрому мятежа и предот вращению военного конфликта с кайзеров ской Германией из-за убийства немецкого посла в Москве,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2