Сибирские огни № 04 - 1970

В известных строках: Далеко, давным, годов за двести, первые про Ленина восходят вести.—« справедливо видят отправной момент к восприятию исторической масштабности по­ эмы Маяковского, в которой Ленин дан на фоне всей истории революции. Наша драматургия не имеет столь удачного при­ мера раздвижения исторических рамок в изображении вождя. Но попытка обратить­ ся к «векам» нашла отражение в эпосе И. Сельвинского «Россия», охватывающем период русской истории от Ливонгкой вой­ ны до Октября 1917 года. Собственно ле­ нинская гема звучит только в заключи­ тельной части трилогии — пьесе «Большой Кирилл», задуманной автором в качестве завершающей страницы эпического пове­ ствования о прошлом нашего народа, ко­ торая вместе с гем открывает начало но­ вой эпохи в его жизни. Связующими звениями всей трилогии является судьба многих поколений русских крепостных, бун­ тарей. защитников родины, умельцев Мохо­ вых. По-своем> «итожит» ее соратник Ле­ нина, активный участник революционных боев Кирилл Чохов В финале второй части, озаглавленной «Царь да бунтарь», Петр Первый произно­ сит над телом главного воина Никиты Че­ хова, героически погибшего в кандалах при сражении со шведским флотом- Ты принял смерть за свой родимый край! А нас с гобой грядущее ш с с у д и т 1 Пьеса «Большой Кирилл» и есть тог са­ мый суд прошлого с настоящим. Ленинская тема получила в ней широкое историческое звучание, непосредственно же Ильич вы­ ступает только в сиенах на площади у Фин­ ляндского вокзала и в штабе Смольного Его энергичная деятельность, четкость не­ многословных реплик, распоряжений, нако­ нец, резкость, с какой он отчитывает расте­ рявшихся в сложной обстановке вооружен­ ного восстания, дают возможность почувст­ вовать целеустремленность, энергию вождя революции Этими сведениями, немногим от­ личающимися от того, что было уже сказа­ но о Ленине другими художниками, по су­ ществу. исчерпывается его характеристика В сценах с участием Владимира Ильича автор все же не поднимается над хрони­ кальной иллюстративностью, решая более «чисто живописные», нежели познаватель­ но-драма г\ ргпческие задачи. Народная драма Сельвинского могла бы развернуться в значительное произведение о Ленине, но ей недостает психологической глубины и гой органичности драматургиче­ ского действия, которые должны быть зало­ жены уже в самом построении сюжета, в определяющей ~вязи образа вождя ■ тина- 'И . Г е л ь в и н с к и й Россия Избранные произволения в двух гемах, г 2. Гослитиздат, М., 1960, с 434 В более ранних изданиях эта часть трилогии называлась «От Полтавы до Гангута». микой основных коллизий и жизненных пе­ рипетий пьесы. Историческая картина, нари­ сованная автором в «Большом Кирилле», слишком пестра, мозаична, перенаселена эпизодическими фигурами, что снизило сце­ нические качества произведения. Однако опыт Сельвинского в жанре «широкоформат. ной» исторической пьесы о Ленине заслужи­ вает пристального внимания писателей и театра, ищущих сегодня пути создания ори­ гинальных эпических полотен художествен­ ной Ленинианы Если такое внимание правомерно в от­ ношении историко монументальных произве­ дений. то не меньший интерес вызывает и документальная драматургия, правдиво вос­ создающая отдельные факты и события, ха­ рактеризующие жизнь партии, Советского государства, Ленина. В этом жанре успешно выступил молодой драматург М Шатров. На первых порах в творчестве М. Шат­ рова начала складываться своя тюзовская Лениниана (его пьесы «Именем революции» и «День тишины» вошли в репертуар теат­ ров юного зрителя). Но вот в середине ше­ стидесятых годов появилось вполне «взрос­ лое» произведение писателя о вожде —«Ше­ стое июля» — как опыт документальной драмы В ней изображен разгром контррево­ люционного лево-эсеровского мятежа 1918 года Историзм и хроникальнпсть определяют внешнюю, событийную канву пьесы М Шат­ рова В действие включено более грех де­ сятков известных исторических лиц; высту­ пают и фигуры часового, рабочего, коррес­ пондентов Детальная разработка образов уступает место информации, бемым зари­ совкам, собирательным оценкам Все эго не­ оспоримо. И гем не менее, «Шестое июля* не сходит со сцены Сравнительно не гак давно пьеса, с некоторой доработкой, экра­ низирована Фильм хорошо принят зрите­ лем, демонстрировался на кинофестивале в Карловых Варах. В чем же причина попу­ лярности произведения М Шатрова5 Сначала о критике В отзывах на поста­ новку пьесы отмечалась ее «фотографиче­ ская сухость», которая «не часто дает вы­ плеснуться эмоциональному». Имелись в виду человеческие характеры, их психоло­ гическая нюансировка и характер Ленина прежде всего Следует ли ставить в вину драматургу эту эмоциональную сдержан­ ность без учета его творческого замысла, избранного автором принципа абсолютного документализма? Мы все еще как-то забы­ ваем известное высказывание Пушкина о том, что драматического писателя следует судить по законам, им самим над собой признанным. М Шатров прослеживает события с до­ кументальной и хронологической точностью, фиксирует их по часам и минутам, раскры­ вая одну за другой акции Советского пра­ вительства по разгрому мятежа и предот­ вращению военного конфликта с кайзеров­ ской Германией из-за убийства немецкого посла в Москве,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2