Сибирские огни № 04 - 1970
представлениях миллионов простых людей — чуткий и мудрый, понятный и доступный народу, непримиримый к бюрократизму и демагогии. Можно говорить об увлечении драматурга бытовизмом и о некоторой мо дернизации событий. Но они не умаляют принципиальной значимости «Вечного ис точника» в повороте ленинской темы, в трактовке образа вождя. Конечно, Ленин всегда оставался Лени ным — в домашней обстановке, революци онном товариществе, беседах с ходоками и на заседаниях Совнаркома. Этого нельзя забывать писателям. И здесь большую роль играет психологическая достоверность «пере ключения» образа из одного плана в другой, внутренние переходы и связи. Когда в пье сах «День тишины» М. Шатрова и «Суровое счастье» В. Михайлова зритель видит Ильи ча «просто» отдыхающим в кругу близких ему людей, в разговоре с детьми, слушаю щим полную драматизма историю волжской крестьянки Маши Касьяновой, — перед ним Ленин с его Обаянием, душевностью, искрен ностью, с тревожными думами о судьбе страны в канун «Бреста» и о ретивых чи новниках в партии, насаждающих грубость и недоверие. Картиной зимнего вечера в Горках от крывается пьеса В. Михайлова. Ее внешний драматический накал не захватывает сцен с Лениным. Они лишь обрамляют действие. Назначение их в том, чтобы на фоне эпиче ских событий показать сложность борьбы за новые человеческие отношения, и в том, как важен при этом ленинский взгляд на жизнь, умение находить пути к сердцу каж дого. Владимир Ильич терпелив, деликатен, «бережно прикасаясь к изломанной женской судьбе» искренней, честной большевички, с которой более чем жестоко обошлись ее же товарищи. Писатель подводит нас к мысли, что такие, как Маша Касьянова, не наме рены сдаваться в столкновении с произво лом. Они хотят добраться до истины, до большой правды, за которой и идут к Ле нину. Живой, впечатляющий образ вождя за нял достойное место в ряду других пьес и спектаклей, иногда более сложных по сво ей проблематике, превосходящих или усту пающих рассмотренным нами произведени ям в уровне драматургического мастерства. Взятые вместе, они дают широкое пред ставление о современной драматургической Лениниане, предстающей в многообразии художественных решений. ОТ РОМАНТИКИ К ПАТЕТИКЕ В пору работы над фильмом «Рассказы о Ленине» М. Штраух писал постановщи ку картины С. Юткевичу: «Меня вообще мучает вопрос: как показать новые сторо ны Ленина? В чем штампы (за 20 лет)? Мы все показываем: Ленин распоряжает ся, учит, наставляет... Ленин звонит по те лефону... Ленин пишет... Ленин говорит речь... Ленин все знает — и т. д. Но все это только одна из сторон его. Почему мне нравятся «Куранты» Погоди на? Там есть что-то новое о Ленине. Там Ленин мечтает I»1. Примечательную черту погодинского письма составляет то, что Ленин здесь всегда в чем-то открывается заново. Это че ловек «большой, дерзкий, сильный», по груженный в сложный и противоречивый поток жизни. Драматург строит действие так, что мы видим образ целостный, в его многосторонних психологических проявлени ях. Таким стержневым началом единства и целостности в «Кремлевских курантах» явилась мечтательность вождя, страстная «го убежденность в том, что раскованная революцией творческая сила народа соз даст новую Россию, свободную, счастли вую, могущественную. Мечтательность и романтика выступают здесь как характерная черта героя, причем настолько органичная, что она яви лась важным средством раскрытия эмоцио нального и духовного богатства этого ге ниального человека, выводя его за преде лы повседневного, но не отрывая от реаль ной действительности. Одной из форм вы ражения романтики в «Курантах» явилась лирическая тональность ряда сцен, дающая поэтический ключ к восприятию ленинско го образа, его душевного темперамента и мечты об электрификации России. Драма тург идет от лирики к эпическим обобщени ям в характеристике вождя. А отсюда —• один шаг до патетики, особой приподнято сти стиля, которой пронизана заключитель ная часть трилогии Н. Погодина «Третья патетическая» (1958). Ленин показан здесь в атмосфере боль ших, действенных раздумий над коренны ми вопросами развития Советского государ ства, идейного и нравственного воспитания строителей нового мира. Драматургия об раза строится на активизации интеллек туальной жизни вождя, оценках, анализе явлений с позиций все той же мечты, «как пойдет Россия к социализму, как совершим мы этот поворот...» Ленин остро ставит вопросы о больше вистской принципиальности и социалисти ческом гуманизме, о стойкости коммуниста в сложных перипетиях революционной борьбы. Мы знакомимся с вождем, испыты вающим радость от того, что рабочие вы плавили сталь «не хуже немецкой». А вот Ленин восторженно, с воодушевлением го ворит о партии и планах на будущее: он знает, что болезнь его смертельна, и умеет, как никто другой, поддержать человека, почувствовать егс настроение; наконец, мы видим Ленина карающим, непримиримым к отступлениям от революционного долга. Одной из наиболее поэтических страниц «Третьей патетической» является сцена', в которой Владимир Ильич вдохновенно го ворит чекисту Дятлову и инженеру Сестро- , ',С. Ют к е в и ч . Контрапункт режиссера. М„ «Искусство», 1960, с. 1§2. , i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2