Сибирские огни № 04 - 1970
жизнь внутреннюю, на процесс мышления Ленина, его оценки происходящего. Други ми словами, обогащается концепция образа вождя, выступающего в многообразных жизненных связях — от Ильича в минуты отдыха, в домашнем окружении до страст ного полемиста, мыслителя, умелого такти ка и борца. Ленин-мыслитель в деловой, повседнев ной обстановке, в борьбе, как говорила Н. К. Крупская, «на ходу», еще в достаточ ной мере никем не был показан. Именно в этом плане и наметились поиски художни ков во второй половине пятидесятых — на чале шестидесятых годов («Вечный источ ник» Д. Зорина, «Между ливнями» А. Штей на, «День тишины» М. Шатрова, «Суровое счастье» В. Михайлова). Писатели делают попытку раскрыть образ вождя в сложный момент принятия им важных государствен ных и партийных решений, в раздумьях над жизнью. И здесь одинаково существенно показать Ленина в рабочем кабинете, на от дыхе, среди крестьян или в час ночной бес сонницы, если при этом будут достаточно продуманы игровые акценты спектакля. Впервые в нашей драматургии А. Штейн в пьесе «Между ливнями» создал двадцати минутные монологи вождя, причем в кар тинах обеденного отдыха и бессонной ночи. В обоих случаях Ленин выступает в домаш ней обстановке, но это не ситуация «вынуж^- денного бездействия». Сцены исполнены той особой динамики, которая раскрывает перед нами внутреннюю жизнь героя, напряжен ное биение его мысли. Ильич думает о не довольстве крестьян и о голодных рабочих, о трудностях продразверстки и предстоящем X съезде партии, о клевете буржуазных га зет и неспокойной обстановке в Кронштад те. Зритель чувствует, что где-то в глубине сознания Владимира Ильина назревают важные решения. Они оформятся позднее — завтра. Завтра откроется съезд. А сегодня на сцене думающий Ленин с теми приме тами реальной 'действительности, которые его озадачили. Кронштадт «все осветил» для вождя, как молния. Но у пьесы есть свой подтекст бо лее широкого звучания: глубокая озабочен ность Ленина судьбой страны, народа в ре волюции. Он обдумывает тактику партии в решении политических, хозяйственных и других вопросов, долженствующую опирать ся на строгий учет потребностей, настрое ний, интересов трудящихся. В результате «камерные» сцены приобретают большую силу идейно-художественного обобщения. Не все удалось драматургу в изображе нии революционного прошлого. Первый ва риант пьесы был подвергнут в нашей печа ти справедливой критйке Однако в созда нии ленинского образа для А. Штейна, как и для других писателей, работавших над этой темой вскоре после XX съезда партии, характерно и плодотворно само направле ние поиска: внимание к внутренней жизни Владимира Ильича, к ленинскому стилю работы. Художественная логика, сюжетная орга низация материала в пьесе А. Штейна име ют свои точки соприкосновения с народной драмой Д. Зорина «Вечный источник». То, что у А. Штейна лишь опосредованно, со ставило подтекст нарисованных им картин («незримые нити» живой связи вождя с народом),— в произведении Д. Зорина це ликом определило его содержание. «Вечный источник» (1956)— второй пос ле «Кремлевских курантов» Н. Погодина опыт, где образ Ленина проходит через всю пьесу. На всем протяжении действия Ильич выступает в гуще народа, как простой,‘по нятный, «самый человечный человек». А ведь — напомним — в начале пятидесятых годов «Куранты» исчезли из репертуара МХАТа по той причине, что Ленин показал ся некоторым критикам «недопустимо» че ловечным и живым, что автор якобы ока зался в плену мелкожанрового, бытового подхода к великой теме. Прошло всего четыре-пять лет, и на сце не Малого театра появилась пьеса, «воз вратившая» образу вождя те его качества, которые начали обходить драматургия и театр. Естественно, что зрителей подкупала в спектакле созвучность его времени. Кри тик В. Диев назвал тогда «Вечный источ ник» одним из лучших произведений худо жественной Ленинианы, появившихся за последние годы. Для пьесы Зорина, писал он, «характерна настойчивая потребность проследить сам процесс формирования ле нинских мыслей, в возникновении которых рашающую роль играет реальная действи тельность, живая, подлинно демократиче ская связь вождя с народом»1. Сюжетную основу «Вечного источника» составляет история создания одной из гйр- вых сельскохозяйственных артелей. На этом материале писатель изображает социаль ные брожения и сдвиги, происходящие в то время в деревне. Споры, бытовые зарисов ки, нарастающий интерес крестьян к чело веку из Москвы за его способность пости гать их. думы и нужды, беседы с артельщи ками и помощь им — вот основные драма тические формы развертывания обра-за, сфера его сценического бытия. Ленин ходит среди крестьян «без свиты», совещается, вслушивается в их многоголосицу, обсуж дает насущные проблемы деревни, помогает людям труда «за текучкой увидеть потаен ный ход революции». Такой изобразительный план пьесы, об стоятельства, в которых раскрывается связь вождя с народом, преследуют определенные цели. Драматург показывает, что гениаль ность Ленина не существует вне его личных качеств —скромности, мудрой простоты, демократизма, желания и умения учиться у народа. Все это и реализуется в пьесе как определяющее начало ленинского стиля ра боты. Д. Зорин нарисовал убедительный, под купающий нас особым складом характера, обоаз Владимира Ильича, каким живет он в 1 В л. Д 1 е в. Трилогия Н Погодина о Ле нине. М., «Худ. лит.», 1965. с. 116.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2