Сибирские огни № 04 - 1970

жизнь внутреннюю, на процесс мышления Ленина, его оценки происходящего. Други­ ми словами, обогащается концепция образа вождя, выступающего в многообразных жизненных связях — от Ильича в минуты отдыха, в домашнем окружении до страст­ ного полемиста, мыслителя, умелого такти­ ка и борца. Ленин-мыслитель в деловой, повседнев­ ной обстановке, в борьбе, как говорила Н. К. Крупская, «на ходу», еще в достаточ­ ной мере никем не был показан. Именно в этом плане и наметились поиски художни­ ков во второй половине пятидесятых — на­ чале шестидесятых годов («Вечный источ­ ник» Д. Зорина, «Между ливнями» А. Штей­ на, «День тишины» М. Шатрова, «Суровое счастье» В. Михайлова). Писатели делают попытку раскрыть образ вождя в сложный момент принятия им важных государствен­ ных и партийных решений, в раздумьях над жизнью. И здесь одинаково существенно показать Ленина в рабочем кабинете, на от­ дыхе, среди крестьян или в час ночной бес­ сонницы, если при этом будут достаточно продуманы игровые акценты спектакля. Впервые в нашей драматургии А. Штейн в пьесе «Между ливнями» создал двадцати­ минутные монологи вождя, причем в кар­ тинах обеденного отдыха и бессонной ночи. В обоих случаях Ленин выступает в домаш­ ней обстановке, но это не ситуация «вынуж^- денного бездействия». Сцены исполнены той особой динамики, которая раскрывает перед нами внутреннюю жизнь героя, напряжен­ ное биение его мысли. Ильич думает о не­ довольстве крестьян и о голодных рабочих, о трудностях продразверстки и предстоящем X съезде партии, о клевете буржуазных га­ зет и неспокойной обстановке в Кронштад­ те. Зритель чувствует, что где-то в глубине сознания Владимира Ильина назревают важные решения. Они оформятся позднее — завтра. Завтра откроется съезд. А сегодня на сцене думающий Ленин с теми приме­ тами реальной 'действительности, которые его озадачили. Кронштадт «все осветил» для вождя, как молния. Но у пьесы есть свой подтекст бо­ лее широкого звучания: глубокая озабочен­ ность Ленина судьбой страны, народа в ре­ волюции. Он обдумывает тактику партии в решении политических, хозяйственных и других вопросов, долженствующую опирать­ ся на строгий учет потребностей, настрое­ ний, интересов трудящихся. В результате «камерные» сцены приобретают большую силу идейно-художественного обобщения. Не все удалось драматургу в изображе­ нии революционного прошлого. Первый ва­ риант пьесы был подвергнут в нашей печа­ ти справедливой критйке Однако в созда­ нии ленинского образа для А. Штейна, как и для других писателей, работавших над этой темой вскоре после XX съезда партии, характерно и плодотворно само направле­ ние поиска: внимание к внутренней жизни Владимира Ильича, к ленинскому стилю работы. Художественная логика, сюжетная орга­ низация материала в пьесе А. Штейна име­ ют свои точки соприкосновения с народной драмой Д. Зорина «Вечный источник». То, что у А. Штейна лишь опосредованно, со­ ставило подтекст нарисованных им картин («незримые нити» живой связи вождя с народом),— в произведении Д. Зорина це­ ликом определило его содержание. «Вечный источник» (1956)— второй пос­ ле «Кремлевских курантов» Н. Погодина опыт, где образ Ленина проходит через всю пьесу. На всем протяжении действия Ильич выступает в гуще народа, как простой,‘по­ нятный, «самый человечный человек». А ведь — напомним — в начале пятидесятых годов «Куранты» исчезли из репертуара МХАТа по той причине, что Ленин показал­ ся некоторым критикам «недопустимо» че­ ловечным и живым, что автор якобы ока­ зался в плену мелкожанрового, бытового подхода к великой теме. Прошло всего четыре-пять лет, и на сце­ не Малого театра появилась пьеса, «воз­ вратившая» образу вождя те его качества, которые начали обходить драматургия и театр. Естественно, что зрителей подкупала в спектакле созвучность его времени. Кри­ тик В. Диев назвал тогда «Вечный источ­ ник» одним из лучших произведений худо­ жественной Ленинианы, появившихся за последние годы. Для пьесы Зорина, писал он, «характерна настойчивая потребность проследить сам процесс формирования ле­ нинских мыслей, в возникновении которых рашающую роль играет реальная действи­ тельность, живая, подлинно демократиче­ ская связь вождя с народом»1. Сюжетную основу «Вечного источника» составляет история создания одной из гйр- вых сельскохозяйственных артелей. На этом материале писатель изображает социаль­ ные брожения и сдвиги, происходящие в то время в деревне. Споры, бытовые зарисов­ ки, нарастающий интерес крестьян к чело­ веку из Москвы за его способность пости­ гать их. думы и нужды, беседы с артельщи­ ками и помощь им — вот основные драма­ тические формы развертывания обра-за, сфера его сценического бытия. Ленин ходит среди крестьян «без свиты», совещается, вслушивается в их многоголосицу, обсуж­ дает насущные проблемы деревни, помогает людям труда «за текучкой увидеть потаен­ ный ход революции». Такой изобразительный план пьесы, об­ стоятельства, в которых раскрывается связь вождя с народом, преследуют определенные цели. Драматург показывает, что гениаль­ ность Ленина не существует вне его личных качеств —скромности, мудрой простоты, демократизма, желания и умения учиться у народа. Все это и реализуется в пьесе как определяющее начало ленинского стиля ра­ боты. Д. Зорин нарисовал убедительный, под­ купающий нас особым складом характера, обоаз Владимира Ильича, каким живет он в 1 В л. Д 1 е в. Трилогия Н Погодина о Ле­ нине. М., «Худ. лит.», 1965. с. 116.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2