Сибирские огни № 04 - 1970

КРИТИКА П. ЩЕКОТОВ Н е и с ся к а емы й и с то ч н и к т в о р ч е с т в а Среди имен крупнейших деятелей рево­ люции, борцов за народное счастье есть имя, которое всегда живет в сердцах трудя­ щихся Это имя —Ленин. Светом его идей озарены самые выдающиеся сзершения двадцатого века, развитие передовой обще­ ственной мысли. «Имя Ленина стало сим­ волом пролетарских революций, социализма и гггц-р*с:з. символом коммунистического преобразования мира»,— говорится в поста­ новлении Ц |\ КПСС «О пощоюикс к 100 - летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Вот почему вполне закономерно, что эпоха, открытая историческим выстре­ лом «Авроры», выдвинула перед художни­ ками грандиозную задачу создать средства­ ми искусства образ человека, которому преж­ де всего обязана революция своей победой. Ленинская тема в нашей литературе разрабатывается уже полвека. За годы Со­ ветской власти определились наиболее зна­ чительные идейно-художественные рубежи Ленинианы Первый такой рубеж установ­ лен в середине двадцатых годов очерком А. М. Горького «В. И Ленин» и одноимен­ ной поэмой В В Маяковского. Второй — наметился в конце следующего десятилетия и характеризуется заметными достижениями в облает!' драматургии и кино Наконец, вторая половина пятидесятых, шестидеся­ тые годы отмечены интенсивными поисками драматургии и театра в области ленинской темы. Они-то и составляют предмет нашего разговора В первых крупных произведениях Ле- иинианы для театра («Человек с ружьем» Н. Погодина «На берегу Невы» К Тренева, «Правда» А Корнейчука) преобладала па­ тетика прямого революционного действия. Это были героические пьесы о штурме ста­ рого мира В наше время драматургия тя­ готеет к фнлософск 1 му осмыслению рево­ люции, раскрытию ленинского образа «из­ нутри» Наметилась тенденция более глу­ бокого внимания к историческим фактам и проблемам времени. Все это расширило те­ матический и жанровый диапазон Лениниа­ ны ь драматургии и на сцене. Сознавая огромную значимость поставленных перед собой задач в изображении Ленина как мыслителя и революционера, вождя и че­ ловека, опытные мастера слова подходят к их выполнению вдумчиво и со всей ответст­ венностью, памятуя, что они, художники, выступают глашатаями ленинской правды — правды партии. О САМОМ ВЕЛИКОМ — САМОМ БЛИЗКОМ Каким был Владимир Ильич в жизни? Как изображать его на сиене? Споры об этом не смолкают до сих пор. Они отражают противоборство в игкусстве монументаль­ ности и камерногги, строгого реалистическо­ го рисунка и романтической тональности. Полемика приобретает и такой аспект: пра­ вомерно ли изображать вождя в «частной жизни» в жанровых эпизодах при решении важных социальных проблем, или же «един­ ственно достойным фоном для сценического Ленина» являются крупные, поворотные со­ бытия истории, дающие простор патетике? По справедливому замечанию театроведа Н. Зайцева, «на этот вопрос не может быть однозначного ответа»1, так же, как нельзя отдать предпочтение тем или иным стиле­ вым краскам. В ьворческих исканиях ху­ дожников, направленных на то, чтобы при­ близить велчкий образ во всей его непо­ средственности к нынешнему поколению со­ ветских людей, многое подсказано самим временем. Поиски идут в разных направле­ ниях. Не отвергая с порога монументальные зарисовки, драматургия все решительнее переключается с внешней событийности на 1 Н. З а й ц е в . Связующий время. «Нева», 1964. № 4. с. 202.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2