Сибирские огни № 04 - 1970
КРИТИКА П. ЩЕКОТОВ Н е и с ся к а емы й и с то ч н и к т в о р ч е с т в а Среди имен крупнейших деятелей рево люции, борцов за народное счастье есть имя, которое всегда живет в сердцах трудя щихся Это имя —Ленин. Светом его идей озарены самые выдающиеся сзершения двадцатого века, развитие передовой обще ственной мысли. «Имя Ленина стало сим волом пролетарских революций, социализма и гггц-р*с:з. символом коммунистического преобразования мира»,— говорится в поста новлении Ц |\ КПСС «О пощоюикс к 100 - летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Вот почему вполне закономерно, что эпоха, открытая историческим выстре лом «Авроры», выдвинула перед художни ками грандиозную задачу создать средства ми искусства образ человека, которому преж де всего обязана революция своей победой. Ленинская тема в нашей литературе разрабатывается уже полвека. За годы Со ветской власти определились наиболее зна чительные идейно-художественные рубежи Ленинианы Первый такой рубеж установ лен в середине двадцатых годов очерком А. М. Горького «В. И Ленин» и одноимен ной поэмой В В Маяковского. Второй — наметился в конце следующего десятилетия и характеризуется заметными достижениями в облает!' драматургии и кино Наконец, вторая половина пятидесятых, шестидеся тые годы отмечены интенсивными поисками драматургии и театра в области ленинской темы. Они-то и составляют предмет нашего разговора В первых крупных произведениях Ле- иинианы для театра («Человек с ружьем» Н. Погодина «На берегу Невы» К Тренева, «Правда» А Корнейчука) преобладала па тетика прямого революционного действия. Это были героические пьесы о штурме ста рого мира В наше время драматургия тя готеет к фнлософск 1 му осмыслению рево люции, раскрытию ленинского образа «из нутри» Наметилась тенденция более глу бокого внимания к историческим фактам и проблемам времени. Все это расширило те матический и жанровый диапазон Лениниа ны ь драматургии и на сцене. Сознавая огромную значимость поставленных перед собой задач в изображении Ленина как мыслителя и революционера, вождя и че ловека, опытные мастера слова подходят к их выполнению вдумчиво и со всей ответст венностью, памятуя, что они, художники, выступают глашатаями ленинской правды — правды партии. О САМОМ ВЕЛИКОМ — САМОМ БЛИЗКОМ Каким был Владимир Ильич в жизни? Как изображать его на сиене? Споры об этом не смолкают до сих пор. Они отражают противоборство в игкусстве монументаль ности и камерногги, строгого реалистическо го рисунка и романтической тональности. Полемика приобретает и такой аспект: пра вомерно ли изображать вождя в «частной жизни» в жанровых эпизодах при решении важных социальных проблем, или же «един ственно достойным фоном для сценического Ленина» являются крупные, поворотные со бытия истории, дающие простор патетике? По справедливому замечанию театроведа Н. Зайцева, «на этот вопрос не может быть однозначного ответа»1, так же, как нельзя отдать предпочтение тем или иным стиле вым краскам. В ьворческих исканиях ху дожников, направленных на то, чтобы при близить велчкий образ во всей его непо средственности к нынешнему поколению со ветских людей, многое подсказано самим временем. Поиски идут в разных направле ниях. Не отвергая с порога монументальные зарисовки, драматургия все решительнее переключается с внешней событийности на 1 Н. З а й ц е в . Связующий время. «Нева», 1964. № 4. с. 202.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2