Сибирские огни № 04 - 1970
14 мая 1918 года, в день, когда покидал Робинс Москву, он получил письмо Пред седателя Совета Народных Комиссаров с приложением плана, как писал Ленин, «на ших экономических отношений».1 Из Москвы Робинс отправился в Волог ду, где встретился с Фрэнсисом, но не по казал ему этого плана. А Фрэнсис, в свою очередь, не уведомил Робинса о том, что двумя неделями раньше сообщил в Ва шингтон: пора начинать интервенцию. Путешествие из Вологды во Владиво сток прошло без всяких приключений. Ро бинс собственными глазами убедился в творческих возможностях русских рабочих, ведомых партией Ленина: Транссибирская магистраль, которая в конце 1917 — начале 1918 годов была практически парализована, теперь действовала нормально, притом без всякой помощи или содействия со стороны американцев. «Робинс прибыл во Владивосток. Поезд пришел вовремя — всего несколькими часа ми позже, чем предусматривалось расписа нием Сибирской железной дороги при ста ром режиме. Он сам видел Сибирскую же лезную дорогу при Керенском. При боль шевиках она работала лучше. Суматохи стало меньше, а энергии больше. Между прочим, на каждой станции имелось про довольствие». Это свидетельство Харда особенно цен но тем, что в период иностранной интервен ции враги нашей страны пытались свалить на Советскую власть ответственность за развал железнодорожного транспорта. Так, в том же 1920 году, когда вышла книга У. Харда, в США появилось произ ведение «эксперта по русским делам» Джо на Спарго — прямого предка нынешних «со ветологов». Спарго опубликовал в своей книге «Рос сия как американская проблема» (!) дан ные, показывавшие, что протяжение желез нодорожной сети и количество подвижного состава, находившихся в распоряжении Со ветского правительства на 1 октября 1918 года, много уступали данным на 1 ок тября 1917 года, когда железными дорога ми распоряжалось Временное правитель ство. Этот факт он объяснил последствия ми социалистической революции, скромно умолчав о захвате интервентами и бело гвардейцами весьма значительной части транспортных путей и средств. Еще большее впечатление, чем работа Транссибирской магистрали, произвело на Робинса действие ленинского пропуска на всех без исключения представителей власти, с которыми ему довелось встретиться в пути. Напомнив о том, что при Временном правительстве поезд американской миссии, в котором ехал Робинс,- был остановлен в Чите, У. Хард пишет: 1 Документы внешней политики СССР. М., 1957, т. 1, стр. 299—300. «В 1918 г., когда Робинс уезжал из России, его краснокрестный вагон нигде не задерживали. Местные власти нигде не чи нили ему препятствий. После предъявления документов, полученных в Москве, никто даже не пытался произвести досмотр ва гона. Между Москвой и Владивостоком лежа ли сферы действия 15 различных Советов. В первом городе каждого такого округа на станцию являлся комиссар и отряд солдат. Они начинали обходить поезд, к которому был прицеплен вагон Робинса. Они задер живали людей, которых называли мятеж- никами-контрреволюционерами. Конфиско вывали собственность — например, водку и винтовки, которую называли контрабандой. Водки у Робинса не было. Но он вез вин товки. К тому же он был буржуй. По дан ным бульварных газет, ему полагалось быть расстрелянным на месте любым настоящим Советом, где бы это ни происходило. Но он... показывал комиссару некий документ. Оставив своих солдат на платформе, ко миссар прочитывал эту бумагу, сидя в ва гоне Робинса, затем поднимался с места, раскланивался и говорил: «Спасибо, счаст ливого пути». Больше Робинс его не видел, солдаты никогда не входили в его вагон. Ничего из находившегося в этом вагоне не подвергалось досмотру или цензуре и местные власти нигде ни в малейшей сте пени не пытались создавать какие бы то ни было затруднения. Бумага была пожеланием Ленина. Он не мог осуществить это пожелание силой, ибо в то время его Красная Армия была еще слишком малочисленной, чтобы дей ствовать так далеко. Но ведь речь шла о желании Ленина. Ленин хотел, чтобы пол ковнику Робинсу из американского Красно го Креста оказывалось содействие — так было сказано в бумаге. Внизу стояла под пись: Владимир И. Ульянов и в скобках: Ленин. Этого было достаточно. Этого было достаточно на Волге и ока залось достаточно на Амуре. На Амуре — в Хабаровске — Робинс вступил в контакт с Советом, управлявшим наиболее далекой от Москвы областью России. Это был Со вет Дальневосточного края, выходящего к Ледовитому и Тихому океанам. Председа тель его... прочел письмо Ленина и тотчас же предоставил полковнику Робинсу из американского Красного Креста свободу передвижения по городу Хабаровску. Затем повел его на заседание местного Совета Народных Комиссаров, ибо Ленин желал, чтобы с ним обращались учтиво. На Аму ре — в 4500 милях к востоку от крайнего пункта, которого достигла к тому времени гвардия Ленина, достаточно было одного имени Ленина. Это было имя революции, советской идеи, советской системы. Во Владивостоке Робинс взял свои винтовки и патроны и отнес во Владивостокский Совет. Он не сделал ни одного выстрела. И ни од ного не слышал. Такой была большевистская Сибирь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2