Сибирские огни № 04 - 1970

14 мая 1918 года, в день, когда покидал Робинс Москву, он получил письмо Пред­ седателя Совета Народных Комиссаров с приложением плана, как писал Ленин, «на­ ших экономических отношений».1 Из Москвы Робинс отправился в Волог­ ду, где встретился с Фрэнсисом, но не по­ казал ему этого плана. А Фрэнсис, в свою очередь, не уведомил Робинса о том, что двумя неделями раньше сообщил в Ва­ шингтон: пора начинать интервенцию. Путешествие из Вологды во Владиво­ сток прошло без всяких приключений. Ро­ бинс собственными глазами убедился в творческих возможностях русских рабочих, ведомых партией Ленина: Транссибирская магистраль, которая в конце 1917 — начале 1918 годов была практически парализована, теперь действовала нормально, притом без всякой помощи или содействия со стороны американцев. «Робинс прибыл во Владивосток. Поезд пришел вовремя — всего несколькими часа­ ми позже, чем предусматривалось расписа­ нием Сибирской железной дороги при ста­ ром режиме. Он сам видел Сибирскую же­ лезную дорогу при Керенском. При боль­ шевиках она работала лучше. Суматохи стало меньше, а энергии больше. Между прочим, на каждой станции имелось про­ довольствие». Это свидетельство Харда особенно цен­ но тем, что в период иностранной интервен­ ции враги нашей страны пытались свалить на Советскую власть ответственность за развал железнодорожного транспорта. Так, в том же 1920 году, когда вышла книга У. Харда, в США появилось произ­ ведение «эксперта по русским делам» Джо­ на Спарго — прямого предка нынешних «со­ ветологов». Спарго опубликовал в своей книге «Рос­ сия как американская проблема» (!) дан­ ные, показывавшие, что протяжение желез­ нодорожной сети и количество подвижного состава, находившихся в распоряжении Со­ ветского правительства на 1 октября 1918 года, много уступали данным на 1 ок­ тября 1917 года, когда железными дорога­ ми распоряжалось Временное правитель­ ство. Этот факт он объяснил последствия­ ми социалистической революции, скромно умолчав о захвате интервентами и бело­ гвардейцами весьма значительной части транспортных путей и средств. Еще большее впечатление, чем работа Транссибирской магистрали, произвело на Робинса действие ленинского пропуска на всех без исключения представителей власти, с которыми ему довелось встретиться в пути. Напомнив о том, что при Временном правительстве поезд американской миссии, в котором ехал Робинс,- был остановлен в Чите, У. Хард пишет: 1 Документы внешней политики СССР. М., 1957, т. 1, стр. 299—300. «В 1918 г., когда Робинс уезжал из России, его краснокрестный вагон нигде не задерживали. Местные власти нигде не чи­ нили ему препятствий. После предъявления документов, полученных в Москве, никто даже не пытался произвести досмотр ва­ гона. Между Москвой и Владивостоком лежа­ ли сферы действия 15 различных Советов. В первом городе каждого такого округа на станцию являлся комиссар и отряд солдат. Они начинали обходить поезд, к которому был прицеплен вагон Робинса. Они задер­ живали людей, которых называли мятеж- никами-контрреволюционерами. Конфиско­ вывали собственность — например, водку и винтовки, которую называли контрабандой. Водки у Робинса не было. Но он вез вин­ товки. К тому же он был буржуй. По дан­ ным бульварных газет, ему полагалось быть расстрелянным на месте любым настоящим Советом, где бы это ни происходило. Но он... показывал комиссару некий документ. Оставив своих солдат на платформе, ко­ миссар прочитывал эту бумагу, сидя в ва­ гоне Робинса, затем поднимался с места, раскланивался и говорил: «Спасибо, счаст­ ливого пути». Больше Робинс его не видел, солдаты никогда не входили в его вагон. Ничего из находившегося в этом вагоне не подвергалось досмотру или цензуре и местные власти нигде ни в малейшей сте­ пени не пытались создавать какие бы то ни было затруднения. Бумага была пожеланием Ленина. Он не мог осуществить это пожелание силой, ибо в то время его Красная Армия была еще слишком малочисленной, чтобы дей­ ствовать так далеко. Но ведь речь шла о желании Ленина. Ленин хотел, чтобы пол­ ковнику Робинсу из американского Красно­ го Креста оказывалось содействие — так было сказано в бумаге. Внизу стояла под­ пись: Владимир И. Ульянов и в скобках: Ленин. Этого было достаточно. Этого было достаточно на Волге и ока­ залось достаточно на Амуре. На Амуре — в Хабаровске — Робинс вступил в контакт с Советом, управлявшим наиболее далекой от Москвы областью России. Это был Со­ вет Дальневосточного края, выходящего к Ледовитому и Тихому океанам. Председа­ тель его... прочел письмо Ленина и тотчас же предоставил полковнику Робинсу из американского Красного Креста свободу передвижения по городу Хабаровску. Затем повел его на заседание местного Совета Народных Комиссаров, ибо Ленин желал, чтобы с ним обращались учтиво. На Аму­ ре — в 4500 милях к востоку от крайнего пункта, которого достигла к тому времени гвардия Ленина, достаточно было одного имени Ленина. Это было имя революции, советской идеи, советской системы. Во Владивостоке Робинс взял свои винтовки и патроны и отнес во Владивостокский Совет. Он не сделал ни одного выстрела. И ни од­ ного не слышал. Такой была большевистская Сибирь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2